Студопедия — ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛЕОБРАЗОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛЕОБРАЗОВ






Этот принцип лежит в основе использования в педагогичес­ком процессе таких методов, которые формируют отношение лич­ности к природе прежде всего по когнитивному каналу как с помощью научной информации, так и произведений искусства, а также — анализа лингвистического материала, различных фило­софских теорий и т.п.

Субъектно-этическое отношение к природе не может быть сформировано только на основе экспериментально-логической деятельности школьников, оно опирается также на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетичес­кого освоения, философского осмысления.

Метод экологических ассоциаций (от латин. — соединение) зак­лючается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте постав­ленной перед школьниками проблемы.

Примерами реализации метода ассоциаций в процессе разви­тия отношения к природе может служить использование педаго­гами таких ассоциативных образов, как экологическая «пирамида», «цепи» питания, «джентльменский» вид пингвинов, «танцы» пчел, «брачный» сезон у животных и т.д. Метод ассоциаций часто ис­пользуется для установления определенной аналогии между ка­кими-либо естественными проявлениями природных объектов и соответствующим социальными проявлениями. Возникающий при этом мыслеобраз способствует развитию субъективного отноше­ния школьников к изучаемому феномену.

Метод экологической лабилизации (от латин. — неустойчивый) заключается в целенаправленном коррекционном воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности, в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся стра­тегий индивидуальной экологической деятельности.

Лабилизирующие приемы могут быть самыми различными. На­пример, зоолог Михаил Пупиныи, при создании биотопных эк-


спозиций в биологическом музее, намеренно «вводил» в природ­ный ландшафт несколько разбросанных окурков, обрывки молоч­ного пакета и т.п. Автор был непосредственным свидетелем психологических реакций посетителей музея, которые любуясь «прекрасным природным пейзажем», вдруг замечали эти «укра­шения». Люди уже были настроены на любование, а мусор в экс­позиции блокировал им этот процесс: возникало внутреннее напряжение, обусловленное невозможностью завершить соответ­ствующий гештальт. Именно в малом объеме музейной витрины особенно остро ощущалась неестественность, чужеродность этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители ощу­щали от этого дискомфорт, т.е. у них начинались лабилизационные процессы.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. -- представительство) заключается в актуализации худо­жественных компонентов мыслеобразов мира природы средства­ми искусства.

Согласно данному методу особое значение в процессе разви­тия отношения к природе придается роли литературных произве­дений, изобразительного искусства, музыки.

Например, отношение школьников к лесу, безусловно, будет формироваться более эффективно, если, наряду с ботанической, зоологической, географической и другой научной информацией, педагогом будут использоваться и средства искусства. Это и сти­хи, и сказки, и соответствующие отрывки из классических лите­ратурных произведений, и творчество писателей-натуралистов, и лесные пейзажи художников, представляющих разные направле­ния живописи, и деревянное зодчество, и музыкальные пьесы и т.д. Такой комплекс образов леса, отражающий все многообразие его восприятия человеком, позволяет наиболее эффективно фор­мировать субъектно-этическое отношение к нему. Особенно важ­но, что в этом случае представление школьников о лесе не оказывается «сухим», чисто сциентистическим, а становится эмо­ционально окрашенным, стимулирует субъективную значимость леса для личности, способствует развитию высокоинтенсивного отношения к нему. Лес теперь представляется личности не только «лесным биоценозом», а уже как Мир Леса.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 643. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия