Студопедия — Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития






Одной из наименее разработанных проблем психологии во­ображения ребенка является проблема психологических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О. М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлага­лось последовательно 20 карточек с геометрическими фигу­рами или с элементами предметных изображений. Ребенка про­сили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выделялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (коли­чество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у дру­гих детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.

О. М. Дьяченко выделила два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь до­страивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). При этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечи­вая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием.

При втором способе предложенная для дорисовывания фи­гура используется качественно по-другому. Она включается деть­ми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включения.

Возрастной анализ показал, что способ включения появля­ется только у детей старшего дошкольного возраста и его ис­пользование значительно повышает коэффициент оригиналь­ности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.

С целью развития творческого воображения был проведен формирующий эксперимент, в котором осуществлялось обуче­ние детей способу включения. При выполнении заданий на плоскостное конструирование от детей требовалось использо­вать детали одной фигуры для построения другой заданной фи­гуры (например, для выкладывания часов и самоката нужно было использовать маятник часов в качестве колеса и передней части самоката). В этих задачах одна и та же деталь свободно использовалась при построении образов разных объектов. В конце формирующего эксперимента все дети экспериментальной груп­пы свободно включали отдельные детали одного объекта в об­раз другого, т.е. овладели способом включения. Повторное про­ведение эксперимента с дорисовыванием фигур показал, что коэффициент оригинальности у детей, прошедших через экспе­риментальное обучение, оказался значительно выше, чем у их сверстников, обучавшихся по обычной программе.

В другом формирующем эксперименте О. М. Дьяченко целенаправленное развитие воображения осуществлялось че­рез обучение детей способам наглядного моделирования, т. е. действиям с моделями реальных предметов. Обучение прохо­дило в несколько этапов.

На первом из них малыши учились подбирать предме­ты-заместители для различных предметов и персонажей. На втором этапе отрабатывалось действие опредмечива­ния с некоторой детализацией воображаемых предметов, формировалось умение разыгрывать действие с предме­тами-заместителями. Дети по очереди показывали и рас­сказывали друг другу истории с заместителями. Напри­мер, про две полоски разной длины дети рассказывали, что это мальчик и его собака и что они вместе пошли гулять; или что это мама и дочка и они вместе сидят на скамейке и мама рассказывает сказку. На третьем этапе, который проходил на занятиях в старшей группе, форми­ровался способ включения при создании образа-идеи сво­его произведения. Детям давали наглядную схему (план-модель) какой-либо сказки, которую они должны были по-своему «прочитать". Интересно, что среди привычных элементов модели (схематических изображений людей или деревьев) было изображение фантастического пуши­стого зверька с крылышками и рожками-антеннами на го­лове. Введение этого объекта, не связанного с привычным контекстом, формировало у детей способность включать его, а вслед за ним и привычные объекты в самые необычные связи и отношения. И наконец, на четвертом этапе у детей закреплялась возможность пользоваться способом включения при создании образов-идей своих произведений. Дети представляли замысел собственно­го произведения в виде наглядной модели и разворачи­вали ее затем в своем сюжете.

После такого обучения, которое продолжалось несколько лет (от младшей группы до подготовительной), был проведен кон­трольный замер, в котором сравнивалась эффективность вооб­ражения детей экспериментальной и контрольной групп. Ока­залось, что дети, участвовавшие в эксперименте, создали более богатые и оригинальные образы воображения, как при сочине­нии сказок (было предложено сочинить сказку про зайчика), так и при дорисовывании фигур. Эксперимент показал, что фор­мирование творческого воображения на материале работы с ху­дожественным текстом переносится на другой материал, свя­занный с изобразительной деятельностью. На основании этих экспериментов можно полагать, что воображение ребенка пред­ставляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффектив­ную. Основная задача познавательного воображения это вос­создание объективной реальности, достраивание целостной кар­тины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыс­лами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверж­дение и защиту своего Я. Такая зашита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведе­ние (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситу­аций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильны­ми, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детс­кие фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию.

Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. О. М. Дья­ченко и Е. М. Гаспаровой был разработан вариант режиссерс­кой игры, позволяющий выявить особенности воображения ре­бенка. Детям разного возраста предлагали пять деревянных кукол (три больших и две маленьких), которые представляли собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть, как он хочет.

Результаты экспериментов, проведенных по данной мето­дике, показали, что уже в 2, 5—3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение обнаружи­вается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгры­вает знакомые ему действия и их возможные варианты — корм­ление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр. Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей: мили­ционер, или Баба Яга, или волк подстерегают непослушных де­тей, забирают и наказывают их. Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Следу­ет напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает особенно ярко. Рассказы-фантазии детей о том, что они победили самого сильного медведя или поймали руками белочку на высокой сосне, в 2, 5—3 года встречаются у многих детей.

Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте практически отсутствует планирование результатов воображения. Если ребенка попросить заранее сказать, что он собирается ри­совать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то его «план» может разрушить всю его деятельность. В 4—5 лет, по данным О. М. Дьяченко, уровень творческого во­ображения детей несколько снижается. Это, по-видимому, свя­зано с тем, что в этом возрасте ребенок нацелен прежде всего на усвоение и воспроизведение социальных норм и образцов дея­тельности. В предложенной ситуации с деревянными куклами дети 4—5 лет нередко отказывались от игры, мотивируя тем, что это не куклы, а кубики, а из кубиков нужно строить.

В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколь­ко снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и необузданных детских фантазий. Аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы.

Например, мальчик 5 лет после перенесенной им опе­рации в течение месяцев«оперировал» своего игрушеч­ного медвежонка, проигрывая варианты наиболее травмировавших его моментов (наркоз, снятие швов и пр.). Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявля­ются в построении замещающих воображаемых ситуа­ций: дети начинают придумывать и проигрывать истории про плохого мальчика (или девочку), который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и пр.

Познавательное воображение в этом возрасте связано с бур­ным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, так как ребенок 4—5 лет нацелен на следование образцам: дети воспро­изводят одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблон­ных графических схем и пр.

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфи­ческое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ре­бенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, ви­дит результат, а затем планирует следующий шаг.

Следующий этап в развитии воображении дошкольника - возраст 6—7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает ос­новные образцы поведения и деятельности и получает свобо­ду в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стан­дартов и может комбинировать их.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на преды­дущем, направлено на изживание полученных психотравма­тических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предме­ты: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внут­реннем плане. Так, В, С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на воп­рос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.

Познавательное воображение в этом возрасте не просто пе­редает переработанные впечатления, но начинает искать при­емы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или ри­сунка.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до-начала действий построить план их вы­полнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться спосо­бом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа вообра­жения.

Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (поданным О. М. Дья­ченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педаго­гической работы развитие воображения может иметь небла­гоприятные прогнозы. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологи­ческим (навязчивые страхи, тревожность), или же вести ре­бенка к аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однознач­ность знаний и усвоение готовых схем действий, имеет тен­денцию к постепенному угасанию. Поэтому особенно остро стоит вопрос о педагогике воображения дошкольника, т. е. о тех формах работы с детьми, в которых целенаправленное руко­водство взрослых не подавляет, а развивает творческие спо­собности детей. Практика решения задач на воображение (со­чинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов игр и пр.) может быть одной из таких форм. Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и аффективные тен­денции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных Творческих продуктах детей.

ИТОГИ

Воображение можно определить как способность к пере­комбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика вооб­ражения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональ­ности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения явля­ются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуа­цию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дош­кольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к стар­шему дошкольному возрасту становится возможным вообра­жение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяются две главные функции воображения - по­знавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бур­ным развитием ролевой игры, рисования; конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем и пр. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных пси­хотравматических воздействий путем их многократного ва­рьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с ре­альностью дети нередко обращаются к замещающему вооб­ражению. Обе функции имеют свою линию развития в дош­кольном возрасте.

Специальные педагогические воздействия могут способ­ствовать развитию, творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на вооб­ражение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструи­рование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия