Студопедия — Онтология: Учение о субстанции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Онтология: Учение о субстанции






Относительно субстанции я должен заметить следующее: во-первых, что существование принадлежит к самой ее сущ­ности, т.е. что из одной только ее сущности и определения следует, что она существует... Во-вторых, как это следует из предыдущего, не может быть нескольких субстанций одной и той же природы, но лишь одна. В-третьих, наконец, всякая субстанция не может мыслиться иначе, как бесконечною. Со­стояния же субстанции я называю модусами, определение ко­торых, поскольку оно не есть само определение субстанции, не может заключать в себе существования. Поэтому, хотя они и существуют, но мы можем мыслить их и несуществующи­ми, откуда, далее, следует, что если мы примем в соображе­ние только сущность модусов, а не порядок всей природы в целом, то из того, что они сейчас существуют, мы не можем заключать о том, будут ли они существовать или не существо­вать в будущем и существовали они или нет в прошедшем. Из всего этого явствует, что существование субстанции мыслится нами как нечто принципиально иное, чем существование мо­дусов. Отсюда происходит различие между вечностью и дли­тельностью. Ибо посредством длительности мы можем выра­жать только существование модусов; существование же суб­станции — посредством вечности, т.е. бесконечного наслаж­дения существованием или бытием.

Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1957.

... все тела окружены какими-нибудь другими телами, и все

они друг другом определяются к существованию и действованию

тем или иным строго определенным образом, причем во всей их


совокупности, т.е. во всей вселенной, всегда сохраняется одно и то же соотношение между движением и покоем, — то отсюда следует, что каждое тело, поскольку оно претерпевает опре­деленные модификации, составляет часть всей вселенной, согла­суется со своим целым и находится в теснейшем сцеплении с остальными частями.

Там же. С. 513-514.

Что касается атрибутов, из которых состоит бог, то они суть не что иное, как бесконечные субстанции, из коих каждая долж­на быть бесконечно совершенна. В том, что это необходимо долж­но быть так, убеждает нас ясный и отчетливый разум. Однако из всех этих бесконечных субстанций до сих пор нам известны лишь две по их собственной сущности, а именно: мышление и протя­жение. Все остальное, что обыкновенно приписывается богу, не атрибуты, но лишь определенные модусы, которые могут при­писываться ему или в отношении ко всему, т.е. ко всем его атри­бутам, или в отношении к одному атрибуту. В отношении ко всем ему приписывается, например, что он вечен, существует сам по себе, бесконечен, причина всего, неизменен. В отношении к одному, например, что он вездесущ, наполняет все и пр.; что относится к протяжению.

Там же. Т. 1. М., 1957. С. 104.

...мы вкратце разделим всю природу, именно на порождаю­щую природу и порожденную природу. Под порождающей приро­дой мы разумеем существо, которое мы понимаем ясно и отчет­ливо (через самого себя и без чего-либо иного, необходимого ему, как все атрибуты, до сих пор определенные нами), т.е. бога. То-мисты также разумели под этим бога, но их порождающая при­рода была существом (как они это называли) вне всех субстан­ций.

Порожденную природу мы должны разделить на две части: общую и особенную. Общая состоит из всех модусов, непосред­ственно зависящих от бога... Особенная состоит из всех особен­ных вещей, порождаемых всеобщими модусами. Поэтому порожн денная природа, чтобы быть правильно понятой, нуждается в субстанции...

Что касается всеобщей порожденной природы, или модусов, т.е. творений, зависящих непосредственно от бога или создан­ных им, то мы знаем их только два, именно движение в материи


и разум в мыслящей вещи. Они же, говорим мы, существовали от вечности и останутся навеки неизменными.

Там же. С. 107.

1. Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущ­ность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существу­ющею.

2. Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, на­пример, тело называется конечным, потому что мы всегда пред­ставляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограни­чивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом.

3. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно долж­но было бы образоваться.

4. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в суб­станции как составляющее ее сущность.

5. Поцмодусом я разумею состояние субстанции, иными сло­вами, то, что существует в другом и представляется через это другое.

6. Под богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность...

Две или более различные вещи различаются между собой или различением атрибутов субстанций, или различением их моду­сов (состояний)...

В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с одним и тем же атрибутом.

Там же. С. 361—363.

Так как конечное бытие в действительности есть в известной мере отрицание, а бесконечное — абсолютное утверждение су­ществования какой-либо природы, то всякая субстанция беско­нечна... они не делают различия между модификациями субстан­ций и самими субстанциями и не знают, каким образом вещи производятся. Отсюда выходит, что, видя начало у естественных вещей, они ложно приписывают его и субстанциям.

...вся природа составляет один индивидуум, части которого,


т.е. все тела, изменяются бесконечно многими способами без вся­кого изменения индивидуума в его целом.

...душа и тело составляют одну и ту же вещь, в одном случае представляемую под атрибутом мышления, в другом — под ат­рибутом протяжения. Отсюда и происходит то, что порядок или связь вещей одни и те же, будет ли природа представляться под вторым атрибутом или под первым...

Там же. С. 365, 419, 458.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 743. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия