Студопедия — Философия — гуманитарное знание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия — гуманитарное знание






В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. Если обратиться к конкретным философским системам, то в числе наиболее ярких в этом отношении будут, вероятно, концепции Б.Паскаля, С. Кьеркегора, Л. И. Шестова.

Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духов­ный, внутренний мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоот­ношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, со­циальная психология), гражданская история (здесь гуманитарное зна­ние сочетается с обществоведческим), литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. M. M. Бахтин писал: " Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и незави­симо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.) (" Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа" // " Литературно-критические статьи". М., 1986. С. 478). Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для себя самого и для другого. Потенциальным текстом является и человеческий поступок.

В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым челове­ческим духом. Жизнь человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания, и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности, отмечает В. В. Мантатов, совер­шается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие (как объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно одновременно существует " в категориях еще-не-бытия, в категориях цели и смысла". Специфическим для гуманитарных наук способом


исследования человека, позволяющим проникнуть в его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано с погружением в " мир смыслов" другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют цен­ностно-мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание — специфическая особенность гуманитарного знания" (См.: " Гуманитарное познание" // " Диалектика познания". Л., 1988. С. 203—204). Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного по­знания.

Касаясь отношения философского знания и знания гуманитарного, М. М. Бахтин в диалогичности того и другого видов знания, в их обращенности к индивидуальности видел их родственность, близость друг к другу. Он писал: " Диалектика родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне (диалогу личностей)". (" К методологии гуманитарных наук" // " Эстетика словесного творчества". М., 1986. С. 384). Говоря об изучении неповторимой индивидуальности наукой и философией, он подчеркивал: " наука, и прежде всего фило­софия, может и должна изучать специфическую форму и функцию этой индивидуальности" (" Проблема текста..." // " Литературно-критические

статьи". С. 479).

В книге В. Г. Кузнецова " Герменевтика и гуманитарное знание" (М., 1991) также обращено внимание на гуманитарный характер философ­ского знания. Здесь указывается на то, что философское знание есть знание принципиально интерпретационное. " Новое философское зна­ние, — пишет В. Г. Кузнецов, — всегда является результатом интерпре­тации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой фи­лософского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийно-го контекстов с учетом специфики последних... Философская рефлек­сия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, " окрашивает" философское знание в герменевтические тона. Герменевтика — один из методов, при помощи которых возможно понимание — соединяется с природными свойствами философского


знания. Герменевтика — искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений — " сплетается" с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уро­вень, приобретает философский статус (С. 4).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 686. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия