Студопедия — Философская мысль в Индии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философская мысль в Индии






Феодальные общественные отношения в Индии заро­дились еще до нашей эры, но окончательную победу нового способа производства обычно относят к IV— VI вв. н. э. Завоевание Индии мусульманами в VII— VIII вв. привело к распространению ислама и усилению арабско-иранского влияния.

Переход к феодализму в Индии, как и в других странах, сопровождался усилением господства религи­озных и идеалистических учений. Главенствующее поло­жение среди этих учений занимает брахманизм, преоб­разующийся в религию индуизма. Ортодоксальный же буддизм постепенно оттесняется на второй план.

В эпоху раннего средневековья (IV—XI вв.) наи­большее развитие и распространение в Индии получили следующие девять философских систем: шесть ортодок­сальных (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, ве­данта) и три неортодоксальных (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ — вайбхашика, саутрантика, мадхьямика и школы йогачаров). Каждая из этих школ имеет свою специфику, свою проблематику. Однако в решении основного воп­роса философии они разделяются на два направления: идеалистическое и материалистическое. Первое пред­ставлено йогой, ведантой и буддийскими школами мадхьямика и йогачара. Последовательную материали­стическую позицию занимали чарваки, остальные школы (ньяя, вайшешика, миманса, буддийские школы вайбхашика и саутрантика) также относились к мате­риалистическому лагерю, однако в трактовке ряда проб­лем гносеологии и этики делали уступки идеализму и религии. Сильные элементы материализма содержались и в философии джайнизма.

В эпоху феодализма получило дальнейшее развитие учение чарваков: некоторые из представителей этой школы к четырем первоэлементам (земля, вода, воздух и огонь) прибавляют пятый — эфир. Душа отождествля­ется ими с органами чувств и умом и признается смерт­ной, исчезающей вместе со смертью тела. Оставаясь на почве сенсуализма и признавая ощущения единственным источником знания, чарваки начинают разрабатывать теорию умозаключений. Они различают два вида умоза­ключений: а) умозаключения, основывающиеся на дан­ных чувственного восприятия, которые очень важны для познания материального мира, и б) умозаключения, не имеющие основы в данных чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы. К таким ложным умозаключениям чарваки относят, в частности, доказа­тельство теологов о бытии бога и бессмертии души.

Господствующее положение в философии этого пе­риода занимало, однако, идеалистическое направление. Наиболее полное воплощение идеализм получил в тру­дах брамина Шанкары (IX в.), крупнейшего представителя школы веданты. Основная идея «чистого мониз­ма» Шанкары — признание абсолютной реальности еди­ного мирового духа — брахмана. Атрибутами брахмана. Шанкара считал бытие, сознание и блаженство. Види­мый мир рассматривался им как проявление брахмана, который творит этот мир при помощи магической си­лы — майи (иллюзии). Согласно учению Шанкары, имеются два источника познания: божественное откровение, данное в Ведах и Упанишадах, и мистическая интуи­ция. Что же касается ощущений и логических рассужде­ний, то Шанкара признает их лишь подчиненными сред­ствами познания. Учение об иллюзорности и нереальности мира пропо­ведовали также мадхьямики и йогачары.

Другая влиятельная в эпоху феодализма школа ве­данты была основана в XII в. Рамануджей. Построен­ная на тех же основных положениях, что и учение Шанкары, система Рамануджи стремилась несколько смяг­чить спиритуализм Шанкары. В противовес теории «чи­стого монизма» Шанкары Рамануджа утверждал, что мир не иллюзия, а существует реально и материален, хотя и создан богом, брахманом. Несмотря на некоторое расхождение во взглядах, обе системы — Шанкары и Рамануджи, как и другие школы веданты, представ­ляют собой лишь разновидности объективного идеа­лизма.

Между материалистическим и идеалистическим на­правлениями шла непримиримая идейная борьба. Ост­рота этой борьбы видна уже из того, что вся литература школы чарваков была уничтожена, и об их учениях мы знаем лишь из полемики с ней враждебных материа­лизму авторов.

В XI—XV вв. в Индии господствуют схоластика и идеалистические учения, целью которых было обоснова­ние религиозных догматов. «Пытливость и дух дерзания — писал Дж. Неру, — уступают место формальной логике и бесплодной диалектике. И брахманизм, и буд­дизм приходят в упадок, и возникают деградированные формы культа, особенно некоторые разновидности тант­рического культа и извращения системы йоги» (Дж. Неру. Открытие Индии. М., 1955, стр. 233.). С XV—XVI вв. начинается процесс разложения феода­лизма в Индии, сопровождающийся антифеодальным движением, которое принимает вид религиозных ересей и сект, известных в Индии под названием «движение бхакти» (т. е. преданности единому верховному божест­ву, а не богам брахманистского пантеона). Среди пер­вых деятелей движения бхакти особенно выделяется фи­гура широко известного в Индии и на всем Востоке поэта Кабира (XV в.), ткача по профессии. Кабир. Он зло высмеивал духовенство, сеющее вражду между индусами и мусульманами, выступал с критикой официальной религии. Однако он верил в переселение душ и разделял некоторые другие положения индуизма. Наиболее широ­кий размах движение бхакти приняло в XVI—XVIII вв. Крупным представителем идеологии бхакти этого вре­мени был поэт Тулси Дас (1532—1624), автор всемирно известной поэмы «Рамаяна» (1575). Учения идеологов бхакти, несмотря на их религиозный характер, заклю­чают в себе прогрессивную социальную тенденцию: они выступают против кастовой системы, социального нера­венства и религиозного фанатизма.

Во второй половине XVIII в., в условиях усиления процесса разложения и упадка феодального способа производства, широкое распространение в Индии полу­чили объективно-идеалистические учения веданты, целиком поставленные на службу религиозной ортодоксии.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 541. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия