Студопедия — Философские и социологические взгляды петрашевцев
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские и социологические взгляды петрашевцев






Важную роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России сыграли последова­тели Белинского и Герцена, члены кружка петрашевцев Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821—1866), Николай Александрович Спешнее (1821—1882), Николай Петрович Григорьев (1822—1886), Дмитрий Дмитриевич Ахшарумов (1823— 1910), Николай Сергеевич Кашкин (1829—1914) и др.

Кружок петрашевцев активно действовал в 1848 и в начале 1849 г. В апреле 1849 г. по доносу провокатора кружок был разгромлен царским правительством, мно­гие из его участников были приговорены к расстрелу, который в последний момент был заменен сперва «гражданской казнью», а затем каторгой.

Кружок петрашевцев не был однородным, в нем были два крыла: революционное и умеренное. К пер­вому принадлежали Буташевич-Петрашевский, Спешнев, Григорьев, Филиппов, Кашкин, Достоевский, Ахша­румов; ко второму — Беклемишев, Ламанский, братья Майковы и другие, делавшие упор на просвещение и проводимые сверху реформы.

Революционно-демократическое крыло петрашевцев ставило перед собой задачу уничтожить в России крепостное право и самодержавие, установить республиканско-демократические порядки, осуществить со­циализм. На первое место оно поэтому выдвигало подготовку народа, солдат к восстанию, хотя и не отка­зывалось от использования реформ. Петрашевцы вы­сказывались за уравнительное землепользование и общественную собственность на землю и промышленные предприятия. Они отвергали расизм, национальную вражду, колониализм, притеснение одного народа другим. Осуждая крупную частную собственность, анархию производства и угнетение человека человеком, петра­шевцы объявляли себя сторонниками социалистических идей Фурье, в честь которого устраивали вечера, писали рефераты, произносили речи. Но в отличие от Фурье революционное крыло петрашевцев признавало классо­вую борьбу и революционные действия масс, главные надежды в осуществлении социализма оно возлагало на народ, ратовало за народовластие. И все же петрашев­цы не вышли за пределы утопического социализма.

Философские и социально-политические воззрения петрашевцев наиболее полно изложены в «Карманном словаре иностранных слов» Петрашевского (1845— 1846), в «Письмах к Хоецкому» Спешнева (1847), в «Речи о задачах общественных наук» Кашкина (1848).

Идеалистические учения составители словаря назы­вали «метафизикой», опирающейся на «недоказуемые гипотезы», где сущность предметов заранее «подчинена логике мышления, а не своим собственным естествен­ным законам». Материалисты «размышляли равно и о материи и о духе и уверились, что в мире нет ничего, кроме материи» («Философские и общественно-политические произведения пет­рашевцев». М., 1953, стр. 126). Природа — единый по содержанию, но многообразный по форме материальный процесс, совер­шающийся по своим внутренним законам. Природа и общество находятся в постоянном развитии и измене­нии, происходит беспрерывная смена одних форм дру­гими.

Исходное начало познания — чувства, без них нет познания. Процесс познания действительности, раскры­тие истины совершаются постепенно, по мере развития науки, путем анализа и синтеза; этот процесс не имеет конца. Критерий истины — опыт и разум. Хотя в мире многое еще не познано, но в нем нет ничего сверхъесте­ственного и непостижимого. Спешнев и некоторые дру­гие петрашевцы указывали на родство идеализма с ре­лигией, утверждая, что «во вселенной нет никакого абсолюта, а есть лишь более или менее обусловленные силы. Нет бога и нет богов, есть только неабсолютные (т. е. материальные. — Авт.) существа» (Там же, стр. 496).

Петрашевцы-материалисты считали, что религия не только результат невежества людей, она «миросозерца­ние, соответствующее различным степеням умственного развития различных народов» («Философские и общественно-политические произведения пет­рашевцев», стр. 221). В «Речи о задачах об­щественных наук» Кашкин доказывал несостоятель­ность учения религии о том, что мир создан и управля­ется божественным провидением. Наличие в мире ни­щеты и притеснения, несправедливости и страданий человечества свидетельствует против премудрости, че­ловеколюбия и милосердия бога, если бы он даже был. Спешнев, называвший себя коммунистом, утверждал, что христианский бог скроен по образу и подобию че­ловека, но только все телесное отпало и остались свойства, функции, деяния, получившие название «души».

Петрашевцы вошли в историю русской философской и общественной мысли как убежденные пропагандисты идей утопического социализма, а некоторые из них — как сторонники материалистического мировоззрения. «Петрашевцы, — писал Герцен, — были нашими меньшими братьями, как декабристы — старшими» (А- И. Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, т. X. М., 1956, стр. 318).

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1150. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия