- Теологическая теория – Объясняет происхождение государства и права божественной волей. Отстаивает идеи незыблемости, вечности государства и необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога.
Представители: Фома Аквинский (1225-1274), Жак Маритен (1882-1973), многие религиозные деятели Древнего Востока, ислама и современной католической церкви (неотомизм).
- Патриархальная теория, или патерналистская теория (от лат. pater – отец) – Государство возникает из разрастающейся с каждым поколением семьи, глава которой становится главой государства – монархом. Монарх является отцом всех своих подданных, поэтому необходимо подчиняться государственной власти, как родному отцу.
Представители: Аристотель (384-322 до н.э.), Роберт Филмер (1588–1653), Николай Константинович Михайловский (1842-1904,) и др.
- Органическая теория – Государство уподобляется человеческому организму, а законы государства – процессам человеческой психики. Человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Эволюция приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние функции (оборона, нападение).
Представители: Платон (427-347 до н.э.), Огюст Конт (1798-1857), Иоганн Блюнчли (1808-1881), Герберт Спенсер (1820-1903).
- Теория насилия – Возникновение государства и права объясняется факторами военно‑ политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат, принимаются законы. Возникновение государства рассматривается как реализация закономерного подчинения слабого сильному.
Представители: Людвиг Гумплович (1838-1909), Карл Каутский (1854-1938), Евгений Дюринг (1833-1921).
- Психологическая теория – Появление государства и права объясняется проявлением особенностей человеческой психики, импульсов и эмоций людей. У человека есть психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Общество и государство становятся суммой психических взаимодействий людей и их объединений. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчиняться авторитету, подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Они и становятся лидерами в обществе, служащими государственного аппарата.
Представители: Габриэль Тард (1843-1904), Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) и др.
- Теория общественного договора, или теория естественного права, или юснатурализм (от лат. jus naturalis – естественное право) – До появления государства люди находились в «естественном состоянии» (неограниченная личная свобода, «война всех против всех», всеобщее благоденствие и т.п.). В этом состоянии человек от рождения, просто в силу своей человеческой природы имеет естественные права. Однако пользоваться ими непросто, т.к. права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой «общественный договор» о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
- Теория общественного договора позволила ставить вопрос об ответственности государства перед народом: раз власть дана государству народом (народный суверенитет), то и правители должны отчитываться перед народом. Если же монарх допускает злоупотребление властью и произвол, то народ имеет право на восстание.
Представители: раннебуржуазные мыслители Гуго Гроций (1583-1645), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Шарль-Луи Монтескьё (1689-1755), Бенджамин Франклин (1706-1790), Жан‑ Жак Руссо (1712-1778), революционный демократ Александр Николаевич Радищев (1749-1802) и др.
- Историко‑ материалистическая теория – Государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества. Когда производительность труда древних людей растет, то появляются излишки продукта. Это постепенно приводит к имущественному расслоению, частной собственности, расколу общества на классы. Господствующий класс учреждает государство как аппарат насилия для подавления эксплуатируемого класса.
Представители: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), Владимир Ильич Ленин (1870-1924).
- Современные теории происхождения государства:
1) Кризисная теория (А.Б. Венгеров) – Государство возникает как итог неолитической революции (перехода человечества от присваивающей экономики к экономике производящей). Этот переход был вызван экологическим кризисом 10-12 тыс. лет назад (отсюда и название теории). Неолитическая революция привела к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства.
2) Дуалистическая теория (В.С. Афанасьев и А.Я. Малыгин) – Появление государства тоже связано с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории, она говорит о двух путях возникновения государства: восточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь: государство формируется на основе аппарата управления, сложившегося в первобытном обществе и постепенно превратившегося в замкнутую привилегированную касту чиновников. Западный путь: общество разделилось на классы, в основе которых лежит частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.
3) Теория специализации (Т.В. Кашанина) – Государство возникает как результат разделения труда, в ходе которого появилась и специализации в управленческой сфере.