ГАЙДАЙ ШАГАЕТ ВПЕРЕДИПремьера «Операции «Ы» в Москве состоялась 16 августа 1965 года. В эти же дни в столице показывали чехословацкую пародию на вестерн «Лимонадный Джо», комедию «В компании Макса Линдера», однако советский зритель предпочел фильм Гайдая, обеспечив ему уже в первые две недели проката фантастическую кассу. Даже сам Гайдай не ожидал такого приема, а его недоброжелатели, которые предрекали картине слабую посещаемость, и подавно. Чтобы представить себе тот ажиотаж, который царил вокруг фильма, полистаем прессу. Вот что писала в газете «Советская Белоруссия» (номер от 3 сентября) Д. Манаева: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Молодой режиссер Леонид Гайдай отлично чувствует этот жанр, владеет его законами. Три новеллы фильма — это три наброска художника с ярко выраженным темпераментом, своим стилем, своим взглядом на жизнь». А вот что писала Л. Брандовская в другой минской газете — «Знамя Юности» (номер от 7 сентября): «Слава об этом фильме пришла в город раньше, чем прибыли коробки с пленками и этикеткой на крышке: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эту славу к нам доставили рекламные ролики, отзывы уже видевших, а главное беспроигрышное сочетание имен: «Никулин Вицин — Моргунов»… и другие. По этим, а может, и еще по многим другим, еще не учтенным причинам очереди у кинотеатров достигли рекордного количества витков, а шум у кассы оглушал терпеливых кассирш. Надо сказать, что добывшие в честном бою билеты, не были разочарованы: зал заполнял дружный хохот, а зрители порой напоминали футбольных болельщиков…» «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» А это уже отрывок из заметки В. Черкасова, опубликованной в петрозаводской газете «Комсомолец» (номер от 4 сентября): «Это было 29 августа в девятнадцать часов тридцать минут по московскому времени. Что случилось? Ничего не случилось. В кассе кинотеатра «Победа» свободно продавались билеты на сеанс, начинавшийся в двадцать тридцать. На следующий день в это же время билеты продавались только на 22 часа. А еще через день касса была закрыта. У подъезда кинотеатра толпились желающие перекупить у кого-нибудь лишний билетик. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» с каждым днем завоевывала все большую популярность зрителей. Один мой знакомый, посмотрев фильм, высказался примерно так: «Хорошо бы каждую неделю смотреть кинокомедию. Заряжает здорово!..». «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Правда, не стоит думать, что фильм вызывал только положительные эмоции. Были и негативные отзывы, хотя и в гораздо меньших количествах. Вот что писал В. Олерский в газете «Советская Клайпеда» (номер от 8 сентября): «Комедия все-таки получилась, если считать, что создатели фильма до сих пор смеются над зрителем. Уж очень стыдно становится, когда смотришь на попытки актеров, постановщиков вызвать дешевый «животный» смех у зрителя. А именно это ощущаешь, когда смотришь кинокомедию «Операция «Ы»…» Однако, повторюсь, подобных отзывов было — раз-два, и обчелся. Об этом говорит и рекордное за всю историю советского кинематографа число зрителей, посмотревших «Операцию Ы» — 69 миллионов 600 тысяч. Ни одна советская лента (в том числе ни одна кинокомедия) до этого не знала такого посещения! Чтобы не быть голословным приведу количество зрителей на других хитах того времени. Например, в 1964 году самым кассовым отечественным фильмом стала картина Александра Столпера «Живые и мертвые», собравшая 41, 5 млн зрителей. А среди кинокомедий лидировали следующие фильмы: «Крепостная актриса» Романа Тихомирова (6-е место — 31, 8 млн), «Легкая жизнь» Вениамина Дормана (17-е место — 24, 6 млн), «Ключи от неба» Виктора Иванова (19-е место — 22, 3 млн), «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии (21-е место — 20, 0 млн). В 1965 году на первом месте расположилась комедия «Операция «Ы» (69, 6 млн), а на втором — драма из жизни бывшего вора в законе «Верьте мне, люди» Ильи Гурина и Владимира Беренштейна (40, 3 млн, то есть отрыв первого от второго составлял 29, 3 млн). Самые кассовые комедии отечественного производства в том году выстроились в следующем порядке: «Операция «Ы» (1-е место), «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова (14-е место — 29, 9 млн), «Зайчик» Леонида Быкова (25, 1 млн), «Дети Дон-Кихота» Евгения Карелова (20, 6 млн), «Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова (19, 4 млн), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова (13, 4 млн).
http: //nibler.ru/cognitive/602-podborka-kinolyapov-iz-lyubimogo-vsemi-filma.html Подборка киноляпов из любимого всеми фильма «Операция Ы» (58 фото)
http: //trinixy.ru/21528-interesnye_detali_o_filme_operacija_y_76_shtuk__tekst.html Интересные детали о фильме " Операция Ы" (76 фото + текст)
· Фильм засмотрен поклонниками до дыр, предлагаем ознакомиться с их находками · Убедительно прошу не расценивать этот пост как попытку надругательства над горячо любимым всеми (и мной, в том числе) шедевром советского кинематографа! Лично я воспринимаю это, как тест на внимательность или как игру «Найди 10 отличий»: ведь каждая из картинок не становится хуже из-за того, что в ней есть практически неуловимые отличия от другой! Итак: Новелла №1 · · В самом начале новеллы Шурик, ожидая на остановке автобус, попав под дождь, промокает насквозь. Но, несмотря на это, когда его показывают в автобусе, куртка на нём практически сухая... · · · · Потасовка в автобусе между «инвалидом» (Смирновым) и «слепым» (Демьяненко). В окно вылетают книжка Шурика и кепка Феди, тем не менее, в отделении милиции вещи находятся у своих хозяев! Видимо, заботливые милиционеры подобрали их и вернули… · · · · · · Известный и очень заметный ляп, неоднократно встречающийся в советских фильмах, - следы от предыдущих дублей. · · · · Обед. В левой руке Смирнов держит половинку батона. После вопроса милиционера (Басова): «Руки... мыли?», Федя уходит мыть руки. Вернувшись, он берёт в руку хлеб: тот значительно прибавил в размере и стал поджаристей. · · · · Шурик, убегая от Верзилы, уезжает вверх на подъёмнике, герой Смирнова бросается в него тюками... и попадает Шурику прямо в лицо. В следующем кадре видно, что правая штанина у Шурика вся в побелке. Погоня продолжается, но штаны, как ни странно, стали совершенно чистыми! · · · · · · · · · · Шурик отрывает перила и Федя едет по арматуре на животе. В следующем кадре на штанах у Верзилы обнаруживаются две (!) дырки высоко на ягодицах и далеко друг от друга, хотя должна быть одна и в... (даже думать страшно, где!), и, кстати, не только на брюках... Может быть, поэтому он, обернувшись, так недоумённо рассматривает эти дырки после своего приземления? · · · · И вообще, если внимательно присматриваться по ходу фильма к дыркам на штанах у Феди, то можно заметить, что они постоянно видоизменяются! С уверенностью можно говорить о том, что при съёмках фильма испортили не одну пару брюк! · · · · · · В сцене, где герой Смирнова вылезает из бульдозера и протирает лицо, забрызганное побелкой, на его руке видны часы на ремешке. Когда же он выходит из душа и видит, что все вещи пропали и остались только сандалет и часы, часы оказываются уже с браслетом!!! · · · · Герой Смирнова в душе держит правый сандалет, высовывается из кабинки с левым, бросает вслед Шурику снова правый, а Шурик подбирает опять левый. · · · · · · · · После сцены в душе, не решаясь показаться на абсолютно безлюдной стройплощадке нагишом, Верзила берёт в руки довольно скромных размеров мочалку, а выбегает из помещения уже щедро обмотанный ею по периметру всего своего нехилого организма! · · · · Новелла №2 · · Напомню, что Шурик в «Кавказской пленнице...» собирает фольклор. Для этого надо быть или большим любителем устного народного творчества, или студентом-гуманитарием, а в «Наваждении» он учится... в политехническом! Второе Высшее?.. · · · · · · Сцена поедания яблок. Лида кладёт яблоко не в тарелку, а слева от себя (после третьего укуса), Но хорошо видно, что уже после второго укуса актриса делает маленький рывок рукой влево и, видимо, мгновенно осознав, что ещё рано, кладёт яблоко в тарелку. Это достаточно заметно, но, наверное, не хотелось переснимать сцену, - один длинный дубль, в котором всё остальное хорошо. · · Студент Дуб приходит на экзамен с радиопередатчиком. Профессор открывает портфель, включает какое-то устройство и СРАЗУ (!) «ловит» разговор. На нужной волне! Сканировать КВ-диапазон он должен был о-о-очень долго, чтобы найти нужную частоту, да и качество связи в этом диапазоне, мягко говоря, похуже того, что нам демонстрируют в фильме. · · Эпизод с укрощением большого грозного пса. Шурик вдавливает в ломтик колбасы четыре таблетки снотворного. А к умному животному попадает ломтик уже с пятью таблетками, которые друг человека благополучно выплёвывает! Кстати, обратите внимание на тень от собаки! Их ДВЕ! Так бывает только от искусственного освещения (к примеру, от софитов) или когда на небе два солнца!:) · · · · · · · · · · · · · · Новелла №3 · · Никулин высыпает деньги, вырученные от продажи леденцов на палочках, из баночки за пазуху. Можно увидеть, как блестящие монетки выскальзывают из-под полы и падают на землю. Оказывается, в куртке Никулина не было внутреннего кармана, так и сняли… · · На базаре возле Вицина торгуют абажурами. Слева на верхней полке лежит жёлтый абажур. Но за спиной Никулина он то желтый, то красный в зависимости от того, каким планом снимают Балбеса крупным или общим. · · · · · · · · Ракурс меняется, - сверху появилась вторая рука завскладом. · · Когда герой Юрия Никулина Балбес суёт в правый внутренний карман куртки бутылку водки. Будучи застигнутым бдительным Шуриком, Балбес вступает с ним в неравную битву на рапирах. Укол, ещё укол, и Балбес, проткнутый клинком, валится на пол, истекая красной жидкостью... Принюхавшись, Балбес вынимает уже из левого внутреннего кармана разбитую бутылку вина... · · · · · · Герой Никулина убегает от Шурика. Обратите внимание на двери склада: возле них ничего нет. · · Никулин толкает тележку с мешками на Шурика и та ударяется о покрышку, появившуюся возле двери. Самортизировав, тележка откатывается назад, - покрышка благополучно исчезает. · · · · Вицин, одурманенный парами хлороформа, спрашивает у Моргунова, где туалет. В первом кадре он трогает его за плечо левой рукой без перчатки. В следующем кадре эта рука становится... правой! В то время, как левая рука свисает вдоль тела, но уже в чёрной перчатке! · · · · Шурик с Балбесом, сцепившись на складе, буквально кувыркаются по полу, катаются и переворачиваются. И при этом очки Шурика совершенно не падают с его носа. Такое возможно только в том случае, если они прикреплены веревочкой, однако ничего подобного не было замечено никем никогда... · · ·
1 О знаменитых и любимых всеми фильмах трудно писать, а тем более писать что-то новое. Фильм Леонида Гайдая " Операция Ы и другие приключения Шурика" - вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Любим этот фильм и мы. Более того, " Операция Ы" стала для нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас. Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр. В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу. Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся - " Операция Ы" того стоит… 2 Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет - Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.
Пейзаж первый: автобусная остановка " Трикотажная фабрика" 3 4 На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с " родной", но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово " Булочная" на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м. На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей " падающей" колокольней.
5
: За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал. На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью - Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком. 6 Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой. Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод " Аремкуз". За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки " Таджикистан" можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике. Также в кадре мелькают " Волги" ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный " ЗиМ" ГАЗ-12 : Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта. Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари. 7 Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.
8 9 10 Пейзаж четвертый: стройка 11 В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде. 12 Пейзаж пятый: панорама Свиблово 13 14 15 В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине. На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле. Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка - 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен). В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону. В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово - белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).
16
17 18
: Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться. 19 20 Характер застройки - монументальное промышленное здание, красивая ограда, двухэтажный дореволюционный особняк и конструктивистские дома на дальнем плане - подсказывал мне, что это место находится не в центре Москвы, а, скорее всего, между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом. Мест с подобными склонами в Москве не так уж и много и все они расположены возле рек - Москвы-реки, Яузы или Неглинки. Перебирая разные варианты, я сузил возможный район поисков до трех районов - Сокольников и Преображенки у Яузы, окрестностей МИИТа у Сущевского вала, и района Хамовников и Смоленки. Последний район был наиболее предпочтителен - я уже знал, что ряд эпизодов снимался именно там. Подобрать подходящий переулок по карте было уже делом техники. Придя во 2-й Труженников переулок, я сразу же узнал место, где стояла камера оператора. Хотя дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно остался узнаваем. 21 22 23
24 25 Пейзаж десятый: погоня : Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря. 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Пейзаж первый: " Политехнический институт" : Этот пейзаж кинематографисты " слепили" из нескольких, снятых в совершенно разных местах. 45 46 47 48 49 50 51
52 Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там - в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта - и снимался этот эпизод. Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем. В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят: Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне - бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут " Вокзал - Заречье", что и на автобусе из " Напарников". 53 54 55
|