Студопедия — Кросскультурные исследования рекламы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кросскультурные исследования рекламы






Этот раздел призван осветить историю рекламы, подходы и методы ее изучения. При этом ставится цель не просто описать возможный, видимый из XXI в., процесс рождения и становления рекламы, но проанализировать и выявить с помощью метода кросскультурных исследований основные архетипы, стереотипы как коды рекламы. Но сначала разберемся в используемой терминологии.

Кросскультурные исследования (англ, cross cultural studies) — вид сравнительного исследования, объектом и предметом которого выступает культура. Первыми их стали проводить представители социальной и культурной антропологии для выяснения того, как один и тот же культурный артефакт (брачные церемонии, системы родства) функционирует в различных культурах, почему в одной культуре нечто считается нормой, а в другой — отклонением[58].

Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ, отпечаток) — 1) в позднеантичной философии прообраз, идея. В «аналитической психологии» К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе, художественной; 2) наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника; 3) гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений[59].

Под стереотипом (от греч. stereos — телесный, твердый, пространственный и typos) понимаются сложившиеся и устоявшиеся образы коллективного бессознательного в современном мультикультурном обществе или, в применении к рекламе, сложившаяся и устоявшаяся система ценностных кодов, более или менее единых для всех сегментов потребителей.

Данная глава отличается не совсем традиционным для учебников и учебных пособий подходом к изучению истоков рекламы, ее развития и применения полученных результатов в практике рекламной деятельности. В России историю рекламы принято освещать с позиций экономического развития человеческого общества. Конечно, частично анализируются и историко-культурологические аспекты, но, по словам Е.В. Ромата, «подобный анализ преследует прежде всего профессионально-прагматические цели. То есть развитие рекламы исследуется в контексте систем средств коммерческих коммуникаций» (курсив мой. — П.П.)[60]. Мы же постараемся взглянуть на историю рекламы с позиций не столько коммерции и классической истории развития общества, сколько универсальных концептов рекламы, во многом являющихся архетипами мифологии. Также мы проследим влияние этих архетипов на сегодняшнюю рекламу (трансформация архетипов в стереотипы). Именно с этой целью в данный раздел введены такие понятия, как архетип и стереотип, представляющие собой конструкты еще одного понятия, названного мною палеоаналогией.

Палеоаналогия (от греч. palaios — древний и analogia — соответствие, сходство) — антропологические, когнитивные и культурологические факты, образы, мифы, ритуалы и пр., позволяющие через архетипы моделировать современные (стереотипы) и будущие (футуротипы) визуальные и вербальные коммуникации (в данном случае рекламные).

Можно дать более простое определение: палеоаналогия есть некая современная или будущая коммуникационная модель (визуальная или вербальная), структурно аналогичная уже существовавшей ранее модели отражения информации. Любая палеоаналогия предполагает свое развитие.

Теперь, владея инструментарием, зададимся вопросом: какое отношение к анализу истории рекламы, а тем более к созданию сегодняшних и завтрашних рекламных моделей и теоретически возможных рекламных технологий имеет мифология?

Ответ на этот вопрос звучит так.

Мифы — это не просто «рассказы, повествования о богах, героях, демонах, духах и пр., отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии»[61], а веками устоявшиеся визуальные и вербальные модели восприятия, получившие мировоззренческое значение.

Таким образом, анализ преобразований мифов, куда принято относить первобытный ритуал, эпос, табуизм, тотеизм и изобразительное восприятие мира как базовый элемент тотемной мифологии, позволяет генерировать через архетипы исторические преобразования:

• вербального восприятия информации (речи и языка);

• визуального восприятия информации (вчера и сегодня — письменностей, рисунков, живописи, скульптуры и фотографии; сегодня — фотографии, видео- и телекартинок; завтра — виртуальных реальностей);

• мышления.

Е.Я. Режабек отмечает, что на рубеже третьего тысячелетия новой эры ирония истории проявилась в том, что миф вместо того, чтобы исчезнуть с горизонта культуры, «возрождается вновь все в новых и новых обличьях... Направить обыденное сознание массового человека в нужное власть имущим русло — вот главная задача мифотворчества как в XX в., так и в наши дни»[62]. Но что это за русло и куда оно сегодня направляет массовое сознание?

Ответ на этот вопрос является ответом и на вопрос об отношении мифологии к рекламе. И он был дан двумя знаменитыми теоретиками постмодернизма, французами Р. Бартом в его знаковой работе-манифесте «Мифологии» (1957) и уже цитировавшимся нами аналитиком культурных законов постиндустриального общества Ж. Бодрийяром в не менее известной книге «Система вещей» (1968).

По Барту, значения образов и форм вещей, создаваемых дизайнерами, есть мифология этих вещей: «Здесь, несомненно, проявляется важнейший исторический парадокс: развитие техники, приводящее ко все более широкому распространению информации (в частности, изобразительной), создает все новые и новые средства, которые позволяют смыслам, созданным человеком, принимать личину смыслов, созданных самой природой»[63].

Отталкиваясь от этих слов и проводя параллель смыслов современного общества со смыслами архаических обществ, можно утверждать, что:

1) многие смыслы, «созданные самой природой», тесно переплетены с тотеизмом, табуизмом и ритуалом как составляющими мифологии и определяющими жизненный уклад и средства коммуникаций как древних первобытных племен, так и современных обществ, находящихся приблизительно на той же стадии развития (племена Африки, Новой Гвинеи, Океании, Австралии, дельты Амазонки и т.д.).

2) в этом контексте, согласно знаменитому французскому этнографу, антропологу и семиологу-структуралисту К. Леви-Стросу, «бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой... эти формы в основном одинаковы для всех типов мышления, древнего и современного, первобытного и цивилизованного...»[64]. Таким образом, продолжает свою мысль Леви-Строс, структуры, заложенные в деятельности мозга, исторически неизменны, ибо даны человеку самой природой. Следовательно, продолжаем уже мы, можно выявить первую палеоаналогию.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 926. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия