Студопедия — Особенности исследования и освещения культурной истории России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности исследования и освещения культурной истории России






Любому школьнику известны тютчевские слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Действительно, в культурной истории России, в формировании менталитета переплелось великое и разнообразное множество культурно-исторических, социально-экономических, политических, географических факторов. Все это порождает сложности как в определении типа русской культуры, так и в ее периодизации. Конечно, можно сказать, что русская культура представляет собой совершенно особый, уникальный тип, что она не похожа ни на какую другую. Да, она не европейская, она и не азиатская. Но она же и европейская, и азиатская. И дело не только в «месторасположении» России по обе стороны Уральских гор, естественной границы Европы и Азии. Дело в расположенности российской культуры ко многому, что проникало в нее со всех четырех концов света, и в нерасположенности к тому, что не проникло, отторгалась даже в попытках насильственного навязывания. Ведь, например, в судьбоносный для России момент, когда возникла необходимость принятия единобожия, и на все стороны света были разосланы гонцы с целью определить религию наиболее подходящую, выбор не случайно пал на христианство. А вот после его принятия оно приобрело в России свои, особенные черты, сохранив их и поныне.

Не подходит к культурной истории России и стандартная для Европы периодизация. Об античности вопрос не встает, так как в этот период еще не было ни российского государства, не сформировавшейся культуры. Но не подходит и понятие средневековья. Это понятие порождено христианской религией, а в России она была принята только в Х веке. Пользуясь понятием «Древняя Русь», мы и ее историю делим не просто на дохристианскую (языческую) и христианскую, но говорим о Киевской, Новгородской, Московской Руси, вкладывая в это деление не только географический смысл. Неприменимо к русской культурной истории и понятие Возрождения в том смысле, в каком оно употребляется для Европы — ведь там речь шла об обращении к античным культурным ценностям после средних веков. У России — были иные вехи культурных взлетов. Были в Русской культуре отрезки короткие, но столь яркие, что заслужили особое название (серебряный век).

Еще одна проблема в освещении культурной истории России (и вообще ее истории) связана с тем существенным, концептуальным ее пересмотром (порой доходящим до крайностей), который происходит в наши дни. И речь идет не только об отрезке советской истории, не столь продолжительном, но внесшим чрезвычайные коррективы. Возникают и другие проблемы. Так, во всех учебниках со вполне понятной гордостью говорится о необъятных просторах нашей Родины: Советской Союз занимал одну шестую часть суши, Россия — одну восьмую. Но быстрый и болезненный распад СССР, с последствиями, очень тяжелыми и для русских, и для других национальностей и государств, входящих в состав Советского Союза, заставил вдруг понять, что огромная территория может обернуться и головной болью для России. Никак не завершится война в Чечне, не исключены, увы, кровоточащие раны и в других горных регионах, опоясывающих Российскую Федерацию. Россия не собирается уступать ни пяди своей земли, но и не в состоянии обеспечить экономическое и правовое благосостояние своих отдаленных регионов (Сахалин, Курилы, районы, прилегающие к Китаю), не говоря уже о проблемах энергоснабжения Севера и Дальнего Востока, ждущих каждую зиму как конца света. В свое время нехорошо шутили, что СССР может распасться, только если из него выйдет Россия. Она и вышла. Сейчас стараются не шутить по теме распада уже самой России.

В этой ситуации обнаруживается, что опасность «колонизационного», экстенсивного (т. е. за счет расширения территории) укрепления могущества России волновала многие умы (например, выдающегося историка В. Ключевского) и в гораздо более благоприятные периоды ее истории.

Интересные наблюдения о пространственно-временных особенностях российского менталитета провел Д. С. Лихачев. Русскому человеку кажется, что Россия так велика, и в ней всего так много (лесов, полей, воды, зверя, ископаемых, людей, наконец), что никогда не убудет. Это порождает беспечность, надежду на авось, пренебрежение и к природе, и к человеку. Горькие плоды такого отношения вкушает уже не одно поколение. Но великие просторы воспитывают и гостеприимство, и великодушие (правда, они могут граничить и с обломовщиной).

Серьезной проблемой исследования и освещения культурной истории России являются источники. Письменных источников сохранилось, по сравнению с Европой, крайне мало, и часто приходится опираться не на эксплицитные, то есть явные, очевидные, документально зафиксированные источники, а на имплицитные, не имеющие отчетливого выражения — легенды, былины, сказки, песни обряды. Это заметил другой великий историк, Н. Карамзин, об этом писали и позже (Татаркевич, Овсянников, Асмус).

Весьма противоречивыми гранями оборачивалась в русской культуре проблема восприятия «чужого», доходя порой до ксенофобии (букв. боязнь чужого, неприятие). Проблема «открытости» и «закрытости» культуры проходит через всю русскую историю, включая советский и постсоветский периоды. К специфическим проблемам русской культурной истории относятся проблемы «варяжества», переплетения «рабства» и «бунта, кровавого и беспощадного», проблемы «русофобства», то есть неприятия русского, пренебрежения к нему и, наоборот, «выпячивания» всего русского, «квасного» или «шапкозакидательского патриотизма». По-прежнему актуальны проблемы, поставленные известным спором «славянофилов» и «западников». «Кто мы, откуда мы, куда мы идем» — эти вопросы связаны неразрывно.

 








Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 318. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия