Студопедия — Общее и конкретное
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общее и конкретное






 

Мыслить факт означает иметь в сознании нечто, что отражает конкретное в его непосредственной физической данности   Почему философы утверждают, что конкретное является фактом только в том случае, если оно отличается от общего? Общее не является фактом, по утверждению философов, потому что оно не является конкретным. Таким образом, сталкиваются три различных понятия (конкретное, факт и общее) без выяснения каких-либо опосредованных логических цепочек. Природа общего и конкретного настолько отлична (в понятиях, конечно), что сопоставлять их просто нельзя. Конкретное, как мы уже говорили, описывает чувственный мир и, по большей части, физический мир. Общее как понятие есть область абстрактного теоретического мышления. Первое есть область чувственного восприятия мира, второе - область рассудочной деятельности, построение умозрительных концептуальных конструкций и т.д. Но было бы слишком просто отказать мышлению (философам) в правомерности соотнесения конкретного и общего только на основании логической ошибки и их различной природы. Конечно, соблазнительно ограничить понятие "факт" только областью чувственного мира и его конкретным выражением в физических формах. Настолько здесь все понятно, прежде всего на уровне здравого смысла. Именно поэтому восприятие факта как формы выражения конкретного и не вызывает особого возражения. Так оно и делается, по преимуществу, в современной философии. За исключением некоторых сомневающихся во всем философов. И тем не менее, соединить (или разъединить) конкретное с общим посредством понятия "факт" имеет смысл. По крайней мере, по двум причинам: они безусловно связаны, более того, обусловливают друг друга, и отказать некоему общему в конкретном содержании довольно сложно.
Человек всегда противостоит не миру фактов, а определенной локальной системе фактов. Явно никто за это не берется. Получается своеобразная игра в одни ворота. Конкретное отличают и, вполне обоснованно, от общего, но общее отличить от конкретного весьма трудно. Если только не придерживаться жестко сформулированного понятия конкретного как чувственного и физического построения мира.   Если придерживаться сформулированного принципа взаимосвязи чувственного и абстрактного восприятия мира и построения отношений с ним (а это без сомнения так), то требуется решить, по крайней мере, три задачи: пересмотреть понятия "общее", "конкретное" относительно друг друга и определить природу их взаимосвязи. Сложность заключается в следующем. Если общее рассматривать как разновидность конкретного (а это, в принципе, вполне можно обосновать), то тогда меняется понятие "конкретное". Но затрудняет описание чувственного физического мира. Новое понятие может быть ему не адекватно, поскольку может быть шире, уже или просто другим. В каждом из этих случаев, решая одну задачу мы получаем сложности при решении другой. Построение какого-либо силлогизма оказывается просто невозможно, поскольку понятия и, естественно, посылки становятся неопределенными.
Социальный закон является устойчивым, самостоятельным образованием и вполне подпадает под категорию "факт". Теперь разберемся, может ли общее быть конкретным, и в каких случаях? Каким образом меняется понятие "конкретное" и каково содержание в этом случае общего? Если философы говорят, что факт - это всегда нечто конкретное, то противопоставлять ему по этому признаку общее нельзя, поскольку последнее также может быть фактом, если оно существует и зафиксировано как устойчивое и самостоятельное образование. С последним вряд ли кто будет спорить. Закон, например социальный, является устойчивым, самостоятельным образованием и вполне подпадает под категорию "факта". Таким образом, если рассматривать соотношение общего как результат абстрактно-отвлеченного мышления и единичного как следствие чувственного восприятия мира посредством понятия "устойчивое", то понятие "факт" легко можно распространить и на общее. Сложность заключается в другом. Факт, рассматриваемый как единичное явление, обладает в неявном виде свойством конкретности и цельности. Так воспринимаются практически все объекты физического мира. Общее представляется как некоторая совокупность конкретных объектов. В этом случае оно оказывается отличным от единичного явления, от простой их совокупности и благодаря этому обретает новые и специфические свойства. В этом плане общее имеет уже некую сложную структуру, состоящую из множества, пускай и однородных, элементов. И здесь конкретное в его традиционном понимании как бы исчезает. Тем не менее, общее может обладать некоторыми признаками, присущими понятию "факт", например, устойчивостью. В частности, это может относиться к такому общему понятию, как закон. Но если какое-либо образование рассматривать как плод рассудочной деятельности, то назвать его устойчивым и цельным вряд ли кто отважится, хотя таковыми они вполне могут быть. И причина только одна: они оказываются чаще всего неустойчивыми. И с этим также необходимо согласиться. Утверждать однозначно, что общие образования не следует называть фактом, все-таки нельзя. Существование человека или государства определяется как факт, хотя понятие "существование" никак не отнесешь к чувственному миру. Его можно определить через понятие "устойчивое и самостоятельное образование". Также можно представить и другие всеобщие категории, имеющие абстрактно-отвлеченный характер. Но делается это в научной литературе весьма неохотно. Продолжается противопоставление мира физического, чувственно воспринимаемого и мира абстрактно-отвлеченного мышления. Видимо, такое противопоставление имеет свой смысл.






Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия