Студопедия — Правление шаманов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правление шаманов






 

У нас в Борогонцах, вокруг озера Табын-Ибэ похоронены кости девяти шаманов. В древности около этого района, по-видимому, шаманов было очень много.

По преданиям, в те времена никто из людей не осмели­вался в чем-либо противоречить шаманам (Дословно: «не смотрел в упор им»), боясь, чтобы они не причинили вреда и смерти людям и скоту. (Дословно — «чтобы они не пожра­ли»)... По рассказам, в древности, когда мы были якутами- саха, люди жили под началом и управлением шаманов. («Былыр саха сагана ойун басыылыктаан олороро юсю»). Покосы же вокруг озера Табын Эбэ находились в их ведении также, как если бы они были головами и князьями (староста на­слега).

У нас, когда якуты хотят обратиться к шаманам в случае болезни, то иногда говорят — «сахатыйаары гынныбыт»—т. е. хотим объякутиться, поступить по якутской вере.

 

 

Данилов Петр Данилович 53 лет,

3-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Тиит Арыы.

30 января 1925 года.

 

Кунньаас-шаман

 

Про древнего шамана Кунньаас говорят у нас «Айыы Буолбут» («ставший божеством, духом-покровителем»), что служит заменой его имени. Также именуют «Сур-Джагыл-Атыырдаах» («имеющий жеребца серой масти с крыланом», грамматический перевод. Житейский смысл этого имени, конечно, - «требующий жеребца»), или еще сокращеннее — ''Джагыл-Атыырдаах", или просто — «Атыырдаах».

 

 

Ефремов Николай Григорьевич 55 лет,

2-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Джобулга.

17 января 1925 года.

 

Из легенд о шамане небожителей Юёлэн-Кунньаас

 

В глубокой древности жил князь по имени Чёмчёй; сына его звали Юёлэн-Кунньаас. Последний был шаман.

Однажды летом, во время праздника «ысыах», шаману Юёлэн-Кунньаасу подали первую почетную чашу с кумысом (вслед за угощением богов и духов). В тот самый момент, когда он пил кумыс, злой дух- дева Ырыа — Дуйаак (Певица- Дуйаак), живущая наверху, в багровых облаках, спустила аркан. (Рассказчик поясняет: «старинные люди в данном слу­чае «арканом» называют дыхание злых духов». Ырыа- Дуйаак — одна из девяти небесных дев — шаманок, духи ко­торых наводят на людей сумашествие, требуя посвящения им конного скота разной масти).

Тотчас же шаман Юёлэн-Кунньаас вскочил на своего серого жеребца с крыланом и помчался. (Куда, об этом рас­сказчик не пояснил). Сняв со своего жеребца пестрый воло­сяной повод (свитый из белых и черных конских волос), он повесился на одной наклоненной березе. Люди, разыскав его труп, похоронили.

Ырыа-Дуйаак духа этого шамана вознесла наверх и сде­лала своим мужем. С тех пор дух этого шамана требует от людей по сей день посвящения ему серых жеребцов с крыла­ном на оплечьях. Если не находится жеребец с такими при­метами, то можно посвятить ему и кобылицу такой же масти с крыланом и с особой отметиной на шерсти бедра («эмэгэттээх бууттаах». По-видимому, и жеребец должен иметь ту же отметину на бедре. Г. К.).

Из всех верхних духов, требующих посвящения конного скота, Юёлэн-Кунньаас считается самым старшим, (т. е. гроз­ным и страшным).

К нему обращаются в случаях болезни голо­вы (мозга), иногда горла или спины (спинного мозга?)

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Мифы о рождении шаманов у якутов

Андреев Егор.

Мархинский улус.

8 марта 1925 года.

 

ШАМАН-РОЖДЕННЫЙ ДЕВОЙ

 

Одна дева родила ребенка и со стыда спрятала его в кучу сырого скотского навоза, обмазав снаружи так, чтобы его не было видно. На третий день после этого кто-то, услыхав плач ребенка, нашел его, воспитал и вырастил. Этот ребенок, как рассказывают, потом сделался знаменитым шаманом, по име­ни Ааджа в Таркайском наслеге.

Он родился будто бы два раза. Говорят, он сам рассказы­вал, что сначала родился среди тунгусов и стал у них шама­ном, второй раз у нас, у якутов. Потом говорил будто, что родится и в третий раз. При первом рождении его наказыва­ли плетьми, но все удары падали в пустое место.

Шаман при повторном рождении делается меньше (т. е. убавляется его шаманская сила).

(Заключение рассказчика — его частное мнение).

 

 

Борисов Михаил Иннокентьевич, 66 лет

и Борисов Василий Егорович.

1-го Кангаласского наслега

Мархинского улуса.

7 марта 1925 года.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.031 сек.) русская версия | украинская версия