Студопедия — Тема 5.1. Арабо-мусульманское искусство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 5.1. Арабо-мусульманское искусство






Основные понятия и термины по теме:ислам, мусульманство, орнамент, книжная миниатюра, арабеска, куфи.

План изучения темы:

1. Культура и искусство арабского халифата.

Краткое изложение теоретических вопросов:

В средние века культура развивалась разнообразно и неравномерно. На ранних этапах средневековья лидировали народы Востока. Ближний Восток играл роль посредника в освоении Европой ценностей античности. К VII веку произошло национальное и религиозное объединение арабских кочевых племен в результате завоевания ряда стран под флагом Ислама. Арабский халифат к концу VII века стал больше, чем прежняя Римская империя (от Испании до Китая).

На территории Арабского халифата образовалась новая культурная традиция, в которой особую роль играла новая идеология - ислам. Но исламская культура имела не только арабское происхождение, опираясь на античную науку и философию, она создавалась в результате смешения с культурой покоренных народов. В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских мыслителей происходил их расцвет. Возрождение на Востоке началось задолго до появления Возрождения на Западе (XI – XII), хотя в своем развитии далеко не достигло западного уровня более позднего времени. Достижения Востока были переданы Западному миру. Именно Восток в какой-то мере подготовил почву для такого перехода

Ислам. Третьей, самой поздней по времени возникновения, мировой религией является ислам (с араб. покорность) или мусульманство. Заповеди, возвещенные Моисею, легли в основу не только иудаизма, христианства, но и ислама. Основателем ислама был арабский пророк Мухаммед, получивший от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коран (чтение вслух).

Гонения на мусульман вынудили их переселиться в Йасриб (Медина), где Мухаммед был признан пророком и назначен правителем. Год его переселения (622) является началом мусульманского летосчисления по лунному календарю.

Арабский язык (язык победителей и Корана) стал языком государственной, научной и культурной жизни Арабского халифата.

Первые халифы отрицательно относились к науке и учености. Они уничтожили Александрийскую библиотеку. Но в последующие века наука и искусство достигли своего высокого развития. Здесь впервые правильно вычислили размеры Земли, составили самый точный календарь, изобрели спирт, пушки. Ученые были философами, поэтами: Великий учёный Авиценна оставил не только медицинские и философские трактаты, но и поэтические сборники. Автор философских трактатов и знаменитых на весь мир рубаи, поэт Омар Хайям был также выдающимся математиком.

Художественная культура халифата в целом обладала одной существенной общностью: мусульманство, как и иудаизм, запрещало изображение Бога, вследствие чего в изобразительном искусстве ислама расцвел орнаментализм.

В архитектуре орнамент имел три разновидности:

- «арабеска» - когда растительные узоры многократно повторялись по принципу калейдоскопа;

- геометрический - состоял из сложного переплетения лент;

- эпиграфический фриз - декоративная надпись куфическим шрифтом.

Арабская архитектура создала несколько типов зданий: мечеть, минарет, мавзолей, дворец.

Функцию святилища выполняла мечеть. Сама конструкция мечети отражает простоту религии. В мечети много свободного пространства. В одной из стен есть ниша, которая указывает, в какой стороне располагается Мекка. Мощь ислама воплощается в размерах мечети и богатом убранстве, в котором отсутствует изображение человека. Арабские дворцы, как и мечети, имели внутренний двор с бассейном.

В эпоху раннего Средневековья (IV–X века) арабский Восток был регионом, стоящим значительно выше других по уровню развития научной и философской мысли. Он синтезировал в себе все достижения античной культуры, культуры Ирана и Западной Индии, развил гуманистические начала античной культуры и осуществил оригинальные открытия в области естественных наук. Достижения Востока были переданы западному миру и европейской культуре.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить фотографии с изображениями восточных орнаментов и арабского письма.

2. Создать презентацию «Архитектура Самарканда и Бухары».

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

- проверка конспекта, таблицы, сообщения.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Раскройте содержание понятий: «куфи», «арабеска», «шамаиль».

2. Охарактеризуйте доминанты художественной культуры арабо-мусульманского мира.

3. Как понимается орнаментальная живопись в исламе? Какой смысл в ней заключен?

4. Что такое «арабеска»?

5. Какие шедевры мусульманской архитектуры вы знаете?

6. Назовите основные типы мусульманской архитектуры.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 727. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия