Студопедия — СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА






КОМПОЗИЦИЯ, Композиция сценического
пространства
.

СНЕНОГРА'ФИЯ,иск-во создания зрительного
образа сценического зрелища посредством
декораций, костюмов, света, постановочной тех-ки
(Техника сцены). Все эти изобразительные средства
являются компонентами театрального представления,
способствуют раскрытию его содержания, сообщают
ему определенное эмоциональное звучание. Развитие
С. тесно связано с развитием изобразительно иск-ва,
архитектуры, драматургии, кино.
С. помимо художественных задач должна решать и
задачи технические. Во-первых, давать возможность
удобно работать коллективам и исполнителям
различных жанров (хору, танцевальному коллективу,
оркестру и т. д., требующих порой взаимоисключаю-
щих сценических условий; во-вторых, проводить
быструю смену номеров, особенно при открытом
занавесе; в-третьих, наиболее выразительно и
эффектно разместить в прологе и в финале всех
участников; в-четвертых, хорошо видеть проис-
ходящее на сцене всем зрителям, а не только
сидящим в партере; в-пятых позволять строить
мизансцены не только по горизонтали, но и по
вертикали.

СЦЕНЫ ЗЕРКАЛО, 'Зеркало сцены.
ПЛАН НУЛЕВО'Й, Нулевой план
СЦЕНЫ ПЛАНШЕТ, Планшет сцены.
СЦЕНЫ ТЕХ'ННКА, Техника сцены.
СЮЖЕТ (фр. sujet, букв, предмет), 1) в изобрази-
тельном иск-ве - предмет изображения. 2) (в лит-ре)-
ход повествования о событиях, способ развертывания
темы или изложения фабулы. 3) (театре, кино) сово-
купность действий,со-


бытий, в к-рых раскрывается основное содержание
художественного произведения.

Динамический аспект произведения иск-ва:
развертывание действия во всей его полноте,
развитие характеров, человеческих переживаний,
взаимоотношений, поступков и т. п.; взаимодей-
ствие персонажей и обстоятельств; внутреннее
смысловое сцепление образов. С. органически
связан с идеей произведения, является способом ее
развития и обнаружения. Одновременно С. -это
способ существования фабулы. С. и фабула
составляют единый конструктивный эл-т произ-
ведения, проявляющийся как фабула на предметно-
познавательном уровне, как С. на уровне
ценностно-аксиологическом. Единицей С. является
деталь. Сам же С. в этом плане есть динамика
взаимодействующих деталей, жестов, движений и
т. п., объединенных идейно-таматически. В основе
С. лежит конфликт, к-рый содержит в себе
предпосылки развития действия, совершающегося
через ряд перипетий (соотнесений, торможений,
повторений и т. п.). С этой т. зр. С. есть движущая
коллизия, к-рая проходит несколько этапов:
экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.
Иногда понятия С. и
фабулы определяются наоборот; иногда
отожествляются.

СЮЖЕТНЫЙ ХОД,(Ср., со сценарным хо-
дом) драматургический ход, отображающий по-
рядок построения эпизодов, логику развития дей-
ствия массового представления. Задача С. х.
точно и ярко выразить тему и идею представле-
ния и стать стержнем, на к-рый нанизываются
номера и эпизоды представления. (Не сюжет, а
сюжетный ход!) порою не столько внешний,
сколько внутр., ассоциативный, дающий воз-
можность не только объединить сквозным дей-
ствием
отдельные номера представления, но, и
это главное, - раскрыть его через сценическое
действие - основное выразительное средство те-
атра. Напр., введя актерские задачи и мизансце-
нирование даже в те номера, к-рые в силу жанра
и традиций их не предполагают.

С. х. и сквозное действие представления на-
ходят свое зримое выражение в образном приеме,
к-рый дает возможность взаимосвязан все его
эпизоды и создать из них неразрывную цепь
последовательно развивающихся событий, дей-
ствий. Один из таких приемов - это введение в
его ткань одного или нескольких ведущих, кото-
рые произнося специально написанный или по-
добранный текст, связывают эпизоды между со-
бой необходимым информационным материалом.
Для этой цели можно использовать специально
подобранные кинокадры (диапозитивы, слайды),
или песню, проходящую лейтмотивом, или
специально поставленные пластические

(пантомимические, хореографические) миниа-
тюры -композиции, или "живые картины", или
определенным образом подобранный звукошу-
мовой ряд и т. п. Часто режиссеры представления
связывают эпизоды не одним каким-л. прие-



мом, а прибегая к их синтезу. Напр., используя в
сочетании с идущей фоном музыкой слово, или
пантомимические миниатюры, либо живые кар-
тины ("барельефы"), или сочетая это все вместе. В
конечном счете, это зависит от образной формы, в
которую "одето" представление.

 

Т

ТАЛА'НТ (< гр. talamon - первоначально вес,
мера, потом в переносном значении - уровень
способностей), 1) высокий уровень развития спо-
собностей, пр. вс. специальных. О наличии Т.
следует судить по результатам деятельности чел-
ка, к-рые должны отличаться принципиальной
новизной, оригинальностью подхода. Т. чел-ка.
направляясь выраженной потребностью в твор-
честве, всегда отражает определенные общест-
венные запросы. 2) Выдающиеся врожденные
качества, особые природные данные. 3) Творче-
ская одаренность в иск-ве. Т, - это продуктивная
эстетическая интуиция, сила художественного
мышления, активность воображения, наблюда-
тельность, емкость и мобильность памяти, бо-
гатство эмоций. Формы и характер сцепления
такого рода качеств зависят от личности худож-
ника, жанра и вида иск-ва, в к-ром он работает.
Высшая степень Т. - художественный гений. Бу-
дучи врожденной способностью, творческая ода-
ренность не может быть приобретена одной лишь
профессиональной выучкой и образованием, но
без них невозможно полноценное функ-
ционирование Т. Являясь необходимым условием
художественного творчества. Т., нуждается в
постоянном совершенствовании, в тесной связи с
жизнью, иначе он может быть утрачен, обес-
кровлен. Т. неотрывен от мировоззрения худож-
ника, его мастерства.

ТА'НЕЦ (нем. Tanz), вид иск-ва, материалом
к-рого являются движения и Лозы человеческого
тела, поэтически осмысленные, организованные
во времени и пространстве, составляющие некую
единую художественную систему. Т. тесно связан
с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-
хореографический образ (Хореография). Одним
из видов сценического танца является эстрадный
Т. - небольшая сценка, хореографическая миниа-
тюра, включающая эксцентрику, акробатику;
ритмический танец и др.

ТВОРЧЕСТВА НАРО'ДНОГО КОН-
ЦЕТТ
, Виды концерта.

ТВО'РЧЕСТВО,деятельность, порождающая
нечто качественно новое и отличающаяся
неповторимостью, оригинальностью и общест-
венно-исторической уникальностью. Т. специ-
фично для ч|ел-ка. т. к. всегда предполагает твор-
ца - субъекта творческой деятельности; в природе
происходит процесс развития, но не творчества.
Т. предполагает наличие у личности способ-
ностей, мотивов, знаний и умений, воображения,
интуиции, вдохновения, "озарения" (интуитивно-


го схватывания искомого результата) и т. п.
Выделяют четыре стадии процесса Т.:
подготовка, созревание, озарение, проверка.
Выделяя специфику психической регуляции
процесса Т. Станиславский выдвинул
представление о сверхсознании как высшей
концентрации духовных сил личности при
порождении продукта Т. Задача всякого
творческого труда - результативная легкость.
Если итог работы тяжеловесен, значит, создатели
произведения остановились на полдороге.
Процесс работы есть преодоление тяжести
материала и своей слабости; подлинное произве-
дение иск-ва, наоборот, - торжество легкости и
силы.

ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕ'РТНОЕ, Концерт-
ное творчество
.

ТВОРЧЕСТВО НАРО'ДНОЕ, Народное
творчество
.

ТЕА'ТР (< ф. theatron - место для зрелищ,
зрелище), род (вид) иск-ва, специфическим сред-
ством выражения к-рого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера
перед публикой. Истоки Т. - в древних охот-
ничьих и сельскохозяйственных игрищах, массо-
вых народных обрядах. В Древней Греции суще-
ствовали различные виды Т. со своими тради-
циями, сценической техникой. Богатые и разно-
образные формы зрелищ были созданы в странах
Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии,
Японии и др. В средние века носителями народ-
ного театрального творчества являлись западно-
европейские бродячие актеры - гастрионы,
жонглеры, скоморохи. Первый профессиональ-
ный европейский Т. эпохи Возрождения - ит. Т.
народной комедии масок (комедия дель арте, 16
- 17 вв.). С эпохи Возрождения Т. становится
литературным, тяготеет к оседлому существова-
нию в городских культурных центрах. В ходе
исторического развития определись три основ-
ных вида Т., отличающиеся специфическими
признаками и средствами художественной выра-
зительности - драматический, оперный и балет-
ный с некоторыми промежуточными формами
Произведение театрального иск-ва - спектакль -
создается на основе драматического или музы-
кально-сценического произведения в соответст-
вии с замыслом режиссера (в балете - балетмей-
стера
и дирижера, в опере, оперетте - режиссе-
ра
и дирижера) и под его руководством совмест-
ными усилиями актеров, а также художника-
сценографа, композитора, хореографа, худож-
ников по костюму, свету, гримеров и т. п. 2) Зда-
ние, где происходят театральные представления.
3) Представление, спектакль.

Синтетичность театрального иск-ва, связанная
с широким использованием выразительных
возможностей других иск-в (музыки, танца, ху-
дожественного слова, литературных произведе-
ний, пантомимы и др.), ставит его на одно из
первых мест в ряду выразительных средств те-
атрализованного представления. Пути использо-
вания иск-ва Т. в театрализованных представл


ниях: включение в сценарий отрывков из пьес,
инсценирование - прозаических и лирических
произведений, а также документального
материала, использование приемов

разновидностей театра (Т. теней, комедии дель
арте, Т. кукол,
Т. оперы и балета, оперетты).
(Театр миниатюр. Театр под открытым небом.
Психологический театр. Трансформирующийся
театр, Универсальный театр, Условный театр.
Эпический театр)
.

ТЕА'ТР КУКОЛ,вид театрального зрелища, в к-
ром действуют куклы, управляемые актерами-
кукловодами, обычно скрытыми от зрителя.
Различаются устройством кукол и системой их
удивления (марионетки, верховые куклы - пер-
чаточные, тростевые и др.).

ТЕА'ТР ТЕНЕ'И,вид театрального зрелища,
основанный на использовании плоских кукол (из
картона, кожи, специальной цветной пленки),
которые находятся между источником света и эк-
раном или накладываются на него, (Кукла).
ТЕА'ТР МИНИАТЮ'Р,вид театра, в котором
ставятся произведения т. н. малых форм -
одноактные пьесы, а также пародии,
сциеатраенки, скетчи
и т. п., иногда связанных
общим сюжетом.

ТЕА'ТР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕ'БОМ,тип
театра, в к-ром сценической площадкой служат
площадки, улицы, парки, акватории, архитектурные
сооружения и ансамбли. Оформление - ар-
хитектура,
природа. Художественное освещение -
прожектора, подсветки стен, горящие
транспаранты, огненные буквы, "живой" открытый
огонь: факелы, костры, пожары, фейерверки,
естественное освещение местности.
Дейст-
вующие эл-ты - воздушный транспорт от малого
спортивного самолета, аэростата до военного
истребителя; водный транспорт: от байдарки до
подводной лодки; наземный транспорт; от телеги
до тяжелых тягачей. В муз. палитру добавляются
естественные шумы: сигналы (вой фабричной
трубы, сирены автомашин, сигналы с кораблей,
шум самолета и т. п.). Крупные детали реквизита,
костюмы, маски. Занавес:
световой, дымовой,
естественные изгибы улиц, водных каналов.
Действующие исполнители - народные массы:
герои войны и труда, трудовые коллективы, во-
инские подразделения, спортивные коллективы,
участники художественной самодеятельности и
т.п. Представления Т. п. о. н. сводят до минимума
использование литературного текста, соответ-
ственно усиливая роль и значение других вырази-
тельных средств, обратных мизансцен, аллего-
рических построений, пластических.метафор,
символики и т. д. "Смешивание" этих красок на
палитрах площадей и улиц, акваторий и воздуш-
ного пространства создает атмосферу массового
зрелища монументального по форме и эпического
по соаержанию. Действие развивается здесь не как
результат взаимодействия "персонажей", воплоща-
емых отдельными актерами, а как результат
столкновения обобщающих понятий,


облеченных в зрелищную форму динамических
символических образов. Это связано с особыми
условиями массовых постановок, особыми по-
вышенными требованиями к организации зри-
тельского внимания в ситуациях, оптимально
этому не способствующих.

Выбор формы зависит от масштабности со-
бытия, от того, какой отклик это событие нахо-
дит у людей (т.е. от потребности людей праздно-
вать данное событие), от материально-
технической базы, на которую может опереться
постановочная группа, от места действия буду-
щего представления. (Гулянье, Карнавал, Массо-
вое представление, Улица, Шествия)
.

ТЕА'ТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, Психоло-
гический театр
.

ТЕА'ТР РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ, Психологи-
ческий театр
.

ТЕА'ТР ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ,
Трансформирующийся театр.

ТЕА'ТР УНИВЕРСАЛЬНЫЙ. Универсаль-
ный театр
.

ТЕА'ТР УСЛОВНЫЙ, Условный театр.

ТЕА'ТР ЭПИЧЕСКИЙ, Эпический театр.

ТЕАТРАЛИЗА'ЦИИ МЕТОД, Метод те-
атрализации
.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия