Студопедия — Углубление и фасилитация переживаемого
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Углубление и фасилитация переживаемого






 

Роджерс писал:

«Когда люди чувствуют, что их понимают, они начи­нают теснее соприкасаться с более широким диапазоном своих переживаний. Это дает им возможность лучше понять себя и более гибко управлять своим поведением. Если эмпатия была верной и глубокой, они смогут дать волю потоку своих переживаний и позволить ему сво­бодно течь по своему руслу» (Rogers, 1975, р. 8).

В описанном Роджерсом процессе углубления и облегче­ния переживаемого, который начинается с ощущения эмпатической понятости себя другим человеком, мы можем выделить два микропроцесса:

 

1. Вхождение в более непосредственный и тесный контакт с переживаемым

Важное значение эмпатического отклика состоит в том, что он помогает клиенту достичь большего контакта с содер­жанием проговариваемого и ощущаемого в данный момент. Мы считаем, что в этом — одна из основных функций точной эмпатии первого уровня. Верное отражение переживаний помогает клиенту глубже понять то, что он пытался сказать, и постичь эмоциональную нагрузку его слов. «Вам надо оживить то, о чем вы только что говорили» — таков совет Мартина терапевту (Martin, 1983). Скрупулезное отражение чувств замедляет рассказ клиента. В итоге у клиента появ­ляется время и возможность глубже осмыслить свои слова и более полно пережить их воздействие.

Тем самым терапевт помогает клиенту реально воспри­нять то, что он сам только что сказал. В этом случае эмпатический отклик выполняет критическую функцию. Мартин (Martin, 1983) сравнивает работу эмпатизирующего тера­певта с работой художника. Терапевт собирает весь мате­риал, который клиент приносит во фрагментах, складывает их вместе и, держа перед клиентом как яркую картину, говорит ему: «Посмотри: это то, что ты сказал. Мы должны посмотреть на сказанное во всей его сложности и запутанно­сти. Смотри» (Martin, 1983, р. 32). Более того, точное отра­жение чувств помогает клиенту более остро и цельно пере­жить то, что он в данный момент хочет выразить. После точного пересказа или даже после пошагового повтора ска­занного клиентом терапевт зачастую слышит: «Это не то, что я имел в виду, это больше похоже на...» Остается лишь надеяться, что терапевт не отреагирует на это так: «Но вы только что сами это сказали!» — и будет достаточно благо­разумен, чтобы понять: бывшее минуту назад правдой уже не совпадает с теперешним переживанием клиента.

Отклик в форме переживания означает, что реакция те­рапевта направлена на первопричину, порождающую слова, а не на слова как таковые. Именно через этот процесс прохо­дит клиент. Он тоже глубже постигает первопричину своих слов и потому может более точно высказать то, что раньше выражалось им весьма неопределенно. Джендлин (Gendlin, 1970) называет это важной стадией процесса фокусирова­ния — обращением к ощущаемому «нутром» смыслу, что дает непосредственный доступ к содержанию переживаний.

«Если клиент выслушан с пониманием и получил ответ терапевта, то он может прямо обратиться к внутреннему содержанию своей проблемы. Затем на какой-то момент он может отложить в сторону свои лучшие на­дежды или худшие опасения по поводу того, что он та­кой, какой есть, и обратиться прямо к смыслу сказанных им слов. Затем он может сказать примерно следующее: "Хорошо, я знаю, что в этом нет смысла, но все же тут что-то есть" — или: "Мне абсолютно неясно, что со мной происходит, но я достаточно определенно это чувствую"» (Gendlin, 1970, р. 142).

В этом отрывке описана важная составляющая процесса вхождения клиента в больший контакт с его собственными переживаниями: терапевт, посредством своей эмпатической вовлеченности, выраженной в его эмпатическом отклике, помогает клиенту противостоять тому внутреннему критику, который стремится представить прочувствованные ощуще­ния как бесполезные, нереалистичные, саморазрушительные или нелепые. Таким образом у клиента появляется возмож­ность непосредственно обратиться к своим переживаниям. Он, например, может сказать: «Чувствую, что со мной долж­но произойти что-то страшное и ужасное. Однако это, конеч­но, смешно. Нужно лишь принять все это. Однако я ощущаю, что близок к панике».

Когда клиенту, консультируемому эмпатически реагирую­щим терапевтом, удается удержать свое внимание на смутно осознаваемой, но тем не менее явно ощущаемой внутренней реакции, он получает возможность выразить словами некото­рые ее основные аспекты. Как только клиенту удается сфор­мулировать некоторые основные аспекты прочувствованного ощущения, он обычно начинает более интенсивно и ярко переживать значение своих чувств. Клиент испытывает все больше энтузиазма и надежды, прямо обращаясь к себе. Такое прямое обращение к своим внутренним переживаниям все бо­лее и более расценивается как: «Я в контакте с самим собой».

Достижение большего контакта с самим собой — это весьма болезненный, но в то же самое время и умиротворя­ющий, приносящий облегчение процесс. Болезненный — потому, что клиенту часто приходится иметь дело с чувст­вами, доставляющими дискомфорт, со смутной тревогой, что «что-то не так», с тем, что можно назвать непривлека­тельной темой для разговора.

Но все же парадокс состоит в том, что как только клиент решился обсудить неприятную, пугающую его тему, собрал­ся сосредоточить свое внимание на прочувствованных ощу­щениях по поводу того, о чем он говорит, его тревога ослабе­вает. Чем ближе клиент подходит к осмыслению некоторых сторон того, что его пугает, тем больше он испытывает об­легчение. Прямое обращение к значению переживаемых чув­ств приносит даже улучшение физического самочувствия. Суммируя все сказанное, можно утверждать, что клиент, выслушивая от терапевта «повторы» своих высказываний, позволяет и дает возможность (место и время) резонировать своим собственным словам. Поэтому он может лучше понять первопричину своих слов и, прислушиваясь ко всему своему физическому состоянию, может более отчетливо и опре­деленно сформулировать словами то, что он хочет выразить (см. «достижение более отчетливого контакта...» по Раису и Гринбергу: Rice and Greenberg, 1990).

 

2. Переход к новым аспектам переживаемого

 

Эмпатический отклик терапевта приводит клиента в со­прикосновение с теми сторонами переживаемого, которые он до этого едва ли осознавал. Такой отклик помогает клиен­ту продвигаться все дальше и дальше в «джунгли» переживае­мого. Особенно сильно этот процесс стимулирует глубокий эмпатический отклик. Под «глубоким эмпатическим откликом» я имею в виду продвинутую эмпатию, эмпатическую догадку, эмпатическое непонимание, исследовательские вопросы, предположительные суждения, ответные пережива­ния и всплывающие в памяти чувства. Эмпатический отклик помогает выявить скрытое. В некоторых случаях он может реально помочь восполнить переживания клиента — это про­исходит тогда, когда клиент, исследуя свой собственный опыт, как бы наталкивается на стену и совершенно сбивается с пути. Таким образом эмпатизирующий терапевт активно включа­ется в разблокирование переживаний клиента. Он может использовать точную символизацию — подходящее слово или правильный вопрос в нужный момент, — которая вновь внесет в процесс определенные аспекты неосознанного переживания.

В терапии клиент концентрируется на переживаемом, особенно на своем прочувствованном ощущении: неясном, реальном, физически ощущаемом чувстве, нуждающемся в объяснении. Прочувствованное ощущение — это, так ска­зать, точка соприкосновения с тем, что в данный момент представляет собой неявно выраженное переживаемое. Прочувствованное ощущение, с которым клиент соприкаса­ется в данный момент, взаимодействует с символами (слова­ми, образами, возникшими у клиента или предлагаемыми ему терапевтом). При этом выявляются скрытые значения, вырисовывается целостное понимание. Символ может при­внести часть неявно выраженного переживаемого в процесс осознания конкретного ощущения, что снова может рас­крыться в новых символах. Именно этот процесс мы здесь и обсуждаем.

Например, клиентка обратилась к терапевту с жалобами на «плохое самочувствие», осмысливая его как свидетельст­во болезни. Она жаловалась на головокружение, боли в же­лудке, приступы тошноты и другие физические симптомы, которые вызывали у нее тревогу. В процессе психотерапии она начала выяснять, что означает эта всепоглощающая тревога, откуда она появилась и т. д. Однажды, когда клиентка в оче­редной раз сказала терапевту о своем чрезвычайно плохом самочувствии на прошлой неделе, терапевт привлек ее внима­ние к факту, что «чувствую себя плохо» может также означать «чувствую себя неправильно». Таким образом, терапевт при­дал другое значение утверждению клиентки, то есть перевел ее утверждение «плохо» в моральный контекст «хорошо или плохо». Это вызвало в клиентке множество откликов. К ней вернулись воспоминания об ощущении себя грешной и пло­хой, когда она делала что-то, что не нравилось ее родителям или школьной учительнице.

Таким образом, плохое самочувствие можно представить как перемещение на физический уровень своего негативного образа. И этот образ, эти скрытые значения стали доступ­ными для клиентки или, другими словами, были включены в процесс благодаря усилиям терапевта. И поскольку сам клиент часто не в состоянии подыскать для себя подходя­щую символизацию, то подобный вклад терапевта, без со­мнения, можно назвать стимулирующим. Поэтому взаимо­действие между переживанием и символами, которое могло бы приостановиться без такого содействия терапевта, может теперь продолжаться. Так клиент получает больший доступ к своим переживаниям, входит в соприкосновение с более обширной частью своего чувственного мира и в этом смысле становится более конгруэнтным.

Джендлин (Gendlin, 1970) называет этот процесс «рас­крытием». Переживаемое раскрывается постепенным и по­следовательным прояснением прочувствованного ощуще­ния, а также резким «открыванием», при котором клиент испытывает значительное физическое облегчение и внезап­ное понимание. Зачастую это понимание еще не вполне осоз­нанно: клиент еще не нашел слов высказать то, что, собствен­но, он «получил», но знает, что может об этом говорить.

Раскрытие прочувствованного ощущения не приносит решения: выявление скрытого не решает проблем. Но все же нечто уже изменилось. Прежние чувства теперь имеют более широкое значение. Например, смутно ощущаемая тревога, возникшая в некой ситуации и, казалось бы, не имеющая причины, теперь становится совершенно понятной. «Конеч­но, вот почему я так боюсь», — открывает для себя клиент.

Как только проблема представлена в таком виде, с ней уже кое-что можно сделать. И даже если не возникает немедлен­ного решения, нечто все-таки изменилось: клиенту стало легче оттого, что он теперь стал понятнее самому себе, или оттого, что наладил более тесный контакт с самим собой. И клиент, с точки зрения этого вновь приобретенного самопознания, совершенно по-новому переживает и перерабатывает те же самые ситуации и проблемы.

Прояснение скрытых сторон переживаний или значений «на грани» «осмысленных» чувств может быть весьма болез­ненным. Например, клиент рассказывает терапевту, что ко­гда он оказался в тяжелой ситуации, то сначала уединился, а затем дал волю своим чувствам. При этом клиент лишь во­ображает то место, куда он удалился. Терапевт просит под­робнее описать это место. Клиент описывает подземелье в средневековом замке: толстые прочные стены, покой', тишина, никаких непрошеных гостей, безопасность. Тера­певт представляет себе подземелье таким, каким его описы­вает клиент, но также отмечает, что образ подземелья вызы­вает в нем самом ощущения холода, мрака, покинутости и одиночества. Клиент задет и шокирован так, что у него пе­рехватывает дыхание. В этот миг он соприкоснулся со своим глубочайшим одиночеством, которое так много лет пытался отрицать. Эмпатическая рефлексия терапевта заставила клиента соприкоснуться с очень болезненными пережива­ниями, которые помогли ему яснее ощутить смутное чувство неудовлетворенности и отчетливее понять, что оно означает.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия