Студопедия — Глава 18. В этом неопределенном состоянии доступна вся подлинность момента
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 18. В этом неопределенном состоянии доступна вся подлинность момента






Тайные инструкции

В этом неопределенном состоянии доступна вся подлинность момента. Прямо здесь, посреди туманности будничного хаоса, живет мудрость.

Думаю, каждый из нас хотя бы раз вел полуночные беседы с другом на кухне, обсуждая, как нужно жить, что делать и что важнее всего в жизни. Те, кто изучает буддизм и искусство медитации, говорят обычно о пустоте и «не-Я», о терпении и щедрости, о доброте и сострадании. Возможно, мы прочитали или услышали что-то такое, что полностью перевернуло наше мировоззрение, и чувствуем себя так, словно вновь обрели некую забытую истину. Кажется, что если мы узнаем о ней еще больше, то жизнь изменится, станет ярче и насыщеннее. Мы рассказываем друзьям, что хотим сбросить груз тяжкого бремени, который тащили на себе все это время. Мы делимся своим вдохновением и тем, как оно обогащает нашу жизнь. «Возможно все, — говорим мы, — реально наслаждаться даже тем, что обычно приносило нам боль и страдание. Вы можете чувствовать радость во время работы, поездки в метро, уборки снега, оплате счетов, мытья посуды».

Однако вы и сами, должно быть, замечали, как часто дела коренным образом расходятся с нашими идеями и намерениями, когда мы сталкиваемся с этой проблемой на деле.

Однажды я ехала в автобусе, читая статью о человеческих страданиях и помощи другим. Мысль о том, что нужно быть щедрой и протягивать руку каждому страждущему, заставила меня расплакаться — такой она была острой. Люди смотрели на меня, а слезы ручьем текли по моим щекам. Я испытывала чувство непередаваемой нежности и доброты по отношению к каждому, и внутри рождалось стремление посвятить себя помощи другим людям. Я вернулась домой уставшей (рабочий день был долгим и изнурительным), и вскоре раздался телефонный звонок. На другом конце провода знакомая просила меня подменить ее в качестве ведущего на занятиях по медитации этим вечером. Я сказала, что слишком утомилась — и повесила трубку.

Это не вопрос верного или неверного выбора. Мы часто сталкиваемся с простой дилеммой и не в состоянии свести воедино вдохновение от каких-то учений с их истинным смыслом. Существует некое напряжение между нашими устремлениями и реальным чувством усталости, голода, стресса, страха, скуки, злобы или чего-то другого, что мы испытываем каждый день.

Наропа — индийский йог, живший в XI веке, — однажды столкнулся на дороге с ведьмой. Женщина знала, что он был одним из самых выдающихся светил буддизма во всей Индии. Она спросила, может ли тот прочитать большую книгу, которую он нес с собой. Наропа ответил утвердительно, и колдунья начала радостно плясать. Затем она спросила, понимает ли он смысл этих слов. Йог ответил, что понимает. Тогда ведьма гневно закричала на него, называя лицемером и лжецом. Эта встреча раз и навсегда изменила жизнь Наропы. Он знал, что женщина его раскусила: правдой было то, что он понимал слова, но не постигал их глубинного значения, не разумел истинного смысла учения, которое так красноречиво излагал.

В той или иной степени все находятся в такой ситуации. Мы обманываем себя, говоря, будто понимаем подлинный смысл учений и суть медитации, но в какой-то момент вынуждены столкнуться с правдой. Все наши знания часто меркнут перед действительностью, когда нас бросает любимый человек, когда ребенок устраивает истерику в магазине, когда нас оскорбляет коллега. Как справиться с обидой и негодованием, если босс начинает на нас орать? Как увязать чувство глубочайшего расстройства и унижения со стремлением быть открытым и сострадательным, с нежеланием причинять боль себе и другим? Как совместить намерение быть бдительным и кротким в медитации с реальностью: стоит нам сесть, мы тут же засыпаем? А что делать, когда во время практики мы страстно хотим кого-то или не можем перестать думать о том, что увидели по дороге в зал? Или нам так неудобно сидеть, что мы постоянно ерзаем? Вместо спокойствия и бодрствования мы переживаем раздражительность и нервозность.

Весьма любопытно наблюдать все эти явления, однако для практики они представляют не только интерес, но и исключительную важность.

Когда Наропа отправился на поиски учителя, решив понять смысл, скрывающийся за словами, он то и дело оказывался в подобных ситуациях, чувствуя себя выжатым. Умом йог понимал, что такое сострадание, но при виде грязной вшивой собаки отводил глаза. Точно так же мужчина знал о непривязанности и непредвзятости, но когда учитель попросил его сделать нечто, с чем он был не согласен, Наропа отказался.

Мы постоянно оказываемся в подобном положении: ищем альтернативу тому, чтобы просто быть здесь и сейчас. Когда мы находились на подъеме, в гармонии с собой, чувствовали, что встали на верный путь, медитация и учения были нам интересны. Все изменилось, когда практика стала в тягость. Начинает казаться, что мы сделали неверный выбор, и ожидания не оправдались. Даже учитель может сомневаться.

Но именно в этом состоянии у вас появляется шанс действительно что-то узнать. Оказавшись между молотом и наковальней, захваченные врасплох расхождением между возвышенными идеями и суровой действительностью, вы находитесь в очень благоприятном положении.

В смятении сознание склонно сужаться. Мы чувствуем себя несчастными жертвами. Верите или нет, но именно в эти минуты — моменты ссор, замешательства и волнений — наше сознание может расшириться. Не стоит принимать нечто случившееся как подтверждение своей слабости или чьей-то силы, считать себя глупым, а кого-то злым. Вместо этого просто отбросьте недовольство. Ведь можно быть незащищенным, быть на одной волне с чистой и мягкой энергией настоящего момента. Только так можно найти истинный смысл идей и слов.

Люди привыкли избегать неудобства, и это делает их предсказуемыми. Если нам что-то не нравится, мы набрасываемся либо на окружающих, либо на себя. Человеку хочется заручиться чувством безопасности и определенности, хотя на самом деле это лишь иллюзия.

Когда в следующий раз вы окажетесь в подвешенном состоянии, не думайте, что это препятствие. Напротив, примите это как дар судьбы, как счастливый случай. Да, с одной стороны, вам не на что опираться, — но с другой стороны, это должно вас воодушевить.

Мы постоянно сталкиваемся с переменами. Можно цепляться за безопасность, а можно открыться, подобно детям, только появившимся на свет.

Вероятно, это прозвучит неприятно или даже пугающе, но, кроме этого бренного и рутинного мира, ничего больше нет. Мы сможем посмотреть на него свежим взглядом, проснувшись наконец от древнего, длящегося веками сна предрассудков.

«Истина — это не то и не это», — сказал китайский мудрец. Это напоминает чем-то собаку, нависшую над миской с кипящим маслом. Масло слишком желанное, чтобы уйти от него, и слишком горячее, чтобы его пить.

Итак, вернемся к нашим проблемам. Кто-то должен возбудить в нас интерес к неизведанной территории, равно как и к безответному вопросу: что же случится дальше?

В этом неопределенном состоянии доступна «настоящность» момента. Прямо здесь, посреди туманности будничного хаоса, живет мудрость.

Людям нужен стимул к тому, чтобы испытать нечто подобное. Можно поставить простой эксперимент. Попытайтесь не попадаться на крючок «правильного-неправильного», научитесь находить покой в подвешенном состоянии.

В детстве у меня была иллюстрированная книга «Жития святых». В ней было полно историй о людях, которые ни разу не позволили себе ни одной скверной мысли, не тронули пальцем и мухи. Мне книга показалась совершенно бесполезной — там ни слова не говорилось о том, как прожить достойную жизнь. Для меня «Жизнь Миларепы» куда более информативна. Спустя годы я начала перечитывать его историю, и я нашла в ней ценный совет — даже указание на то, в чем моя проблема, что мешает мне двигаться дальше.

Начнем с того, что Миларепа был убийцей (но, как и большинство из нас, совершив преступление, он хотел искупить вину). Миларепа лгал и воровал, чтобы заполучить то, что хотел, был близок к суициду, тосковал по славному прошлому. В его жизни, как и у большинства людей, был человек, который все время испытывал его праведность на прочность. И даже когда все поголовно считали его одним из самых святых жителей Тибета, суровая тетка била его палками и бранила, а он силился понять, как принять это унижение.

Стоит с благодарностью принять опыт учителей, сумевших пройти сквозь темную сторону жизни. Они пробовали, ошибались, но поднимались и продолжали искать ответ на вопрос, как жить здесь и сейчас, не нуждаясь в опоре. Они закаляли себя, не опускали рук, даже когда рушились самые основы их мировоззрения, когда низвергались самые возвышенные их идеалы. Своим опытом эти люди вдохновляют нас принимать темную сторону жизни, смотреть в глубину ее мрака, а не бежать от нее. Они показали нам, как усвоить этот опыт в полной мере: не как нечто плохое или хорошее — но как нечто безусловное и заурядное.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 291. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.022 сек.) русская версия | украинская версия