Студопедия — Искусство каролингского “возрождения”.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Искусство каролингского “возрождения”.






Характерные особенности. Определяющие тенденции: программный поворот к константиновскому Риму, подражание его культуре и искусству; соперничество с византийской империей. Эмиграция византийских мастеров в Западную Европу, вызванная иконоборчеством, и нарастание византийских влияний в архитектуре и искусстве каролингов.

Черты, доминирующие в искусстве каролингов: восточные влияния, варварские истоки, возрождение антропоморфного начала и монументализма, характерных для раннехристианского искусства. В разных регионах – разные соотношения этих компонентов. Монументализм в архитектуре и в настенной живописи. Доминанта фигуры человека в иллюминациях и мелкой пластике (знаменитые каролингские оклады Евангелий). Вместе с этим – отсутствие жанра монументальной скульптуры и причины, его обусловившие.

Принципиальное отличие каролингского типа фигуры (человека и животного) от того, который складывается в англо-ирландской иллюминации и восходит к древней кельтской культуре, обогащенной восточными элементами. Полярность двух типов искусства и, одновременно, проявление стремления к взаимопроникновению. Место их встречи: в северных монастырских скрипториях, (Сен Галл, Сент Аманд и др). Роль каролингского искусства в эволюции западноевропейской художественной культуры в раннее Средневековье, определяемая его стадиальной характеристикой: начало перехода от варварского состояния к новой западной цивилизации.

Типология иконографии (по А. Грабарю): А) «Умозрительная» (cerebrale) – способ выражения в визуальных схемах интерпретаций и толкований текстов Священного Писания. Отражение в этом иконографическом типе фундаментальных особенностей западного христианства.

Б) « Типологическая» иконография – способ визуального воплощения идеи мистического соответствия событий Ветхого и Нового Заветов, прообразовательных функций Ветхого Завета по отношению к Новому.

Усиление дидактической роли и значения иконографии с каролингской эпохи. Элитарный характер этого искусства. Создатели <tituli> - эрудиты при дворе Карла Великого.

Архитектура каролингов. Разнообразие конструкций и высокое техническое качество архитектуры каролингов. Типология культовых зданий:

Классический тип базилики с плоским перекрытием. Развитие архитектурного типа базилики в каролингскую эпоху. Перестройка храмов Сен Дени, Сен Мартен в Туре и др. в соответствии с большими архитектурными программами каролингской концепции базилики. Сохранение этого типа на севере и востоке Империи, его последующее сопротивление более прогрессивной романской системе.

Центрические сооружения. Место центрических сооружений в каролингской архитектуре. Палатинская (Аахенская) капелла. Отношение к прототипу - Сан Витале в Равенне: сходство и различия. Устройство на западных хорах тронный зал Карла Великого - один из истоков формирования западного культового центра в каролингской и оттоновской архитектуре. Архитектурное решение Жерминьи-де-Пре - капеллы Теодульфа. Два истока архитектурной концепции и изобразительного строя памятника: А) Типологическая близость к вестготской архитектуре и изобразительному искусству - наличие подковообразных арок, решение внутреннего пространства, характер архитектурного стукового декора. Б) Восточные корни и вопрос о наличии восточного прототипа у капеллы. Ее влияние на архитектуру Сан Мигель де Линьо (север Испании) и соотношение этой постройки с тем же восточным прототипом. Капелла в Беневенто.

Большие бенедиктинские базилики с двойными культовыми центрами и апсидами на противоположных концах храма (западном и восточном) и, иногда, с двойным трансептом (базилики аббатств Сен-Галлен, Сен-Рикьё, Алет). Античные корни плана с двумя апсидами и каролингское происхождение плана с двумя трансептами (Фульда, Центула, старая базилика в Кельне). Эволюция второго типа в огромных романских базиликах в Рейнской области (напр. соборы в Вормсе и Майнце).

Появление башен-звонниц по сторонам хора, как часть здания. Появление деамбулатория с лучевыми капеллами (венок капелл) в Туре, Клермон-Ферране и др. Клермон-Ферран - древнейший пример (освящение храма – в 946 г.). Распространение этого образца в районе Луары - Тур, 994 г., Нант, 992 г., Манс, 995 г., Сент-Эньян в Орлеане. Перспективность этого решения и начало формирования таким образом программы больших романских паломнических храмов XI-XII веков. Появление цилиндрических и четырехугольных опор (Saint-Philiber-de-Grandlieu, конец IX века). Значение их применения для перехода от архитектуры с опорой на стенах к функциональной архитектуре и значение этих процессов для генезиса готической архитектуры.

Аббатство в Корвее и полноценное оформление каролингского вестверка. Эволюция архитектурной формы и функций вестверка в оттоновской и романской архитектуре. Появление сооружений, целиком перекрытых сводами (Аахен, Жерминьи, нижний этаж вестверков).

Структурные элементы каролингской архитектурной композиции, получившие прямое развитие в архитектуре романского стиля: вестверки – у истоков появления романских tours-porchees, развитие башен по сторонам – предвосхищение будущих двубашенных фасадов.

Нерешенные проблемы конструкции и художественного образа каролингского храма, решение которых относится к важным тенденциям развития самой романики: А) сохранение плоского перекрытия центрального нефа. Поиск сводчатых перекрытий и связанные с ним вопросы прямого освещения и погашения распора свода – сфера романики XI века. Б) Сохранение автономности разнообразных техник, украшающих здание изнутри и снаружи (мозаика, живопись) - существуют изолированно, не сливаясь в удивительное единство, подчиненное архитектуре, типичное для романики. В) Отсутствие в каролингском искусстве синтеза архитектуры и монументального скульптурного декора и его причины.

Значение каролингских мраморных рельефов для появления монументальной романской скульптуры. Действие в них двух основных принципов, определивших затем оригинальность романской пластики: принцип тесной адаптации изображения к кадру, определяемому каменным блоком; орнаментальная компоновка фигур.

Монументальная живопись каролингов. Стиль, формирование развернутой иконографической системы декорирования культового сооружения. Памятники, сохранившие классическую каролингскую традицию. Итальянская живопись эпохи каролингов и проблемы сохранения античных реминисценции. Влияние искусства Византии на иконографию и стилистическую специфику.

Мозаика апсиды капеллы Жерминьи де Пре «Ковчег Завета». Византийские стилистические черты, вопрос об исламских влияниях через испанские памятники. Уникальные особенности - связь с испанскими иудейскими Библиями и решением этой сцены в них. Точки соприкосновения между иконографией сцены и текстом Libri Carolini.

Фрески капеллы Сент Этьенн в крипте Сен Жермен в Оксерре. Источники выбора, стилистических особенностей и иконографии сцен - раннехристианские памятники Рима (живопись катакомб, мозаики Санта Мария Маджоре).

Фрески храма Святого Иоанна в Мюстере. Вариант североитальянского искусства. Сцены Ветхого и Нового заветов, повествовательный характер их построения. В трех апсидах – изображение Христа и сцен из жизни Иоанна Крестителя, св. Стефана, свв. Петра и Павла. Зарождение классической средневековой системы декорации храма. Самый ранний пример традиционного размещения Страшного суда на западной стене. Источники стилистических особенностей, выбора и иконографии сцен - иной, по сравнению с предыдущим, круг раннехристианских памятников Рима (Санта Мария Антиква, Сан Клементе). Вытекающие отсюда специфические черты стиля Мюстера и отсутствие черт собственно каролингского искусства. Влияние фресок Мюстера на живопись капеллы Сен Бенуа де Маллес, близ Больцано.

Фрески крипты Сен Максимин в Трире. Сцена Распятия и ее стилистическое сходство с манускриптами северной Европы.

Миниатюра эпохи каролингов. Ориентации на искусство константиновского Рима и его влияние на формировании стиля, иконографических схем и типологии изображений в каролингской миниатюре. Появление каролингского минюскула. Складывание системы украшения кодекса и основных иконографических типов. Вариативность расположения декора и причины, ее порождающие.

Докаролингская миниатюра: Евангелие Гвиндохина из Возевия, (754, Люксёй) - сильнейшее влияние островной миниатюры, Псалтирь Корби (около 800 г.) - проблема иранских, сасанидских влияний. Античные и раннехристианские истоки иконографии инициалов (Кассиодор, сцены скачек на колесницах и соревнований атлетов на римских саркофагах). Сходство стиля Корбийской Псалтыри с Темпьетто в Чивидале, в том числе в плане ирано-сасанидских черт орнамента.

Евангелие Сент Круа в Пуатье.

Эвангелиарий Годескалька (781-783) - у истоков дворцового стиля. Скрещение восточных, островных и римских влияний. Синтез черт, типичных для каролингского стиля.

Условность понятия «школы» относительно каролингской миниатюры. Отсутствие логической эволюции в рамках одного региона, доминирующее влияние двора, миграция переписчиков и художников.

Палатинская (Аахенская, дворцовая) школа. Памятники дворцовой школы как воплощение пристрастий Карла Великого и специфики всей каролингской культуры на раннем этапе. Два направления в Аахенской школе. Круг манускриптов аббатисы Ады. Связь большинства из них со скрипторием Фульды. Формирование каролингской иконографии «портретов» евангелистов:влияние Рима и Византии. Евангелие аббатисы Ады, Евангелие Центула (ок. 814), ЕвангелиеСен Медар (ок. 800).

Круг Аахенского Евангелия. Аахенское Евангелие (нач. IX в.). Коронационное (Венское) Евангелие (до 800). Эллинистические черты в стиле памятников этой группы.

Реймская школа. Проблемы стиля, иконографии, влияний. Эллинистические черты в миниатюре реймской школы, их происхождение и значение в структуре художественного языка. Эволюция стиля в сторону большей экспрессивности. Евангелие эпископа Эббо (до 823). Утрехтская псалтырь и ее влияние на островную миниатюру X века. Проблема происхождения Утрехтской псалтыри – копия римского манускрипта концаV века с текстом Ветхого Завета? Библия Сан Паоло фуори ле мура (Библия Сан Калисто, 870), Евангелие Хинкмара (при Хинкмаре – 845-875).

Турская школа. Проблемы стиля, иконографии, влияний. Развитие школы при Алкуине (796-804). Филологическая направленность, внимание и стремление к точности текста на фоне меньшего интереса к иллюстрациям. Турская школа при аббате Адалхарде и графе Вивиане. Два направления в рамках школы: А) Связанное с дворцовыми вкусами и придворной культуры. БиблияМутие-Грандвал (834-843)и Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана, ок. 850) и их отношение к прообразу - преломление традиций Пентатевка Ашбернхема в них. Евангелие Лотаря (846-851). Иконографические истоки и особенности «портрета» владетеля в нем. Б) Находящееся вне дворцовых влияний, с заметным графическим акцентом в стилистике. Библия Алкуина (Библия из Бамберга, вт. четв. IX века). Сакраментарий Мармутие (Сакраментарий аббата Раганалдуса). Сходство стилистической манеры с изображениями, характерными для позднеантичных памятников: ампулы из Монцы и Боббио (VI век), изделия из позолоченного стекла и др. Различия в системе расположения иллюстраций между двумя направлениями.

Упадок школы с 853 г. Влияние, вплоть до XI века, скриптория в Туре на книжную продукцию из Метца, Фульды, Сен Галла, Трира, Эхтернаха.

Школа Метца. Сакраментарий епископа Дрого (около 842). Влияние дворцового искусства. Широкое применение иллюстрированного инициала. Англосаксонский характер орнамента.

Дворцовая школа Карла Лысого (школа Корби). Дискуссия об ее местонахождении - Корби, Сен Дани, Реймс, Компьен. Коронационный сакраментарий Карла Лысого (до 869). Часослов Карла Лысого, Псалтырь изМетца (Псалтырь Карла Лысого, ок. 869). Codex aureus de Saint Emmeram(Евангелие Карла Лысого) и его значение среди памятников каролингской миниатюры. Влияние Писаний Псевдо-Дионисия Ареопагита и текстов Эриугены на иконографию сцен. Сочетание раннехристианских черт и мистических настроений, предвещающих последующую эволюцию миниатюры.

Школа Сент Аманд. Проблемы стиля и иконографии. Место скриптория в кругу каролингских центров миниатюры - менее заметное влияние тенденций каролингского «возрождения». Близость к докаролингской стадии развития миниатюры, влияния островного искусства. Вторая Библия Карла Лысого (871-877). Структурные функции инициала в системе ее декора. «Варварский» характер орнамента, черты англо-саксонского стиля.

Школа Сен Галл. Аббатство Сен Галл как центр музыки и литературы. Создание Gesta Karoli и живописный декор этого манускрипта. Развитие миниатюры. Проблемы стиля и иконографии. Сочетание в искусстве Сен Галлского скриптория влияния островной миниатюры с характерными чертами каролингской. Псалтырь Фолхарда (до 872). Psalterium aureum аббата Саломона (890-920). Близость к дворцовому стилю в иллюстрациях цикла о Давиде - в системе декорации страницы, в роли и характере человеческой фигуры в этой декорации.

Библии, выполненные в скриптории Флери при Теодульфе и вопрос о влиянии иудейской традиции, освоенном через испанские иудейские Библии.

Значение каролингской миниатюры в искусстве Средних веков и в развитии западноевропейской книги.

 

 

·

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2776. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия