Студопедия — МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ






 

 

 


195053, г. Санкт-Петербург, В.О. Съездовская линия, д. 27-а

 


Существует поверие, что у Санкт-Петербурга есть три ангела-хранителя – один на соборе в Петропавловской крепости, другой на Александровской колонне, а третий должен быть на куполе Екатерининской церкви, составляя незримый треугольник, соединяющий Васильевский остров, Петроградскую сторону и центральную часть города в единое духовное целое. Легенда, утверждает, что пока эти три ангела будут охранять город, он будет спасён от любой беды и напасти


 

 

 

 

Историю третьего ангела-хранителя нашего города сложно представить без краткой истории церкви святой Великомученицы Екатерины. Из обрывочных данных можно установить, что место, где сейчас стоит Екатерининская церковь, намолено русскими боевыми полками. В перечне церквей, существовавших во время вступления на архиепископию высокопреосвященнейшего Феодосия (1745-1750г.г.) значится, что она была полотняною – так назывались походные церкви, устраивавшиеся в палатках на время расквартирования частей в населённых пунктах. Подобно ветхозаветной скинии они переносились с места на место, сообразно с передвижением войск, и помещались там, где для них оказывалось наиболее подходящее и удобное место. С уходом полка, место престола полотняной церкви обозначалось крестом, обкладывалось дерном или обносилось решёткою.
С уходом Кабардинского полка из Санкт-Петербурга, на месте полотняной церкви была воздвигнута деревянная, принадлежавшая Астраханскому пехотному полку. Ранее она находилась в гавани и была во временном пользовании Кексельгомского полка. При каких обстоятельствах деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы была перенесена из гавани, сказать трудно. Но документально подтверждено, что именно она и стала церковью во имя святой великомученицы Екатерины: по бытовавшему в то время обычаю, при переноске или перестройке церквей новосозидаемый храм посвящался памяти другого святого. Об этом свидетельствует прошение Воронежского полка от 22-го августа 1733 года на имя Преосвященного Гавриила, в котором воронежцы писали: «Так как оный полк квартирами расположен здесь, в Санкт-Петербурге, то для полковой церкви и отправления в оной Божественной службы и случающихся полковых потребностей соблаговолите по способности к этому полку, состоящую на Васильевском острове после Астраханского пехотного полка полковую церковь во имя святой великомученицы Екатерины оного полка священнику Иоанну Стефанову отвесть только на время, пока оный полк в Санкт-Петербурге находиться будет».
В первый день Рождества Христова, 25 декабря 1809 года, Екатерининская церковь сгорела. В рапорте благочинного протоиерея Андреевского собора от 26 декабря 1809 года сообщалось: «Вчерашнего числа, 25 декабря, по окончании службы в 7 часов утра, никаких треб в оной церкви не было отправляемо; не были топлены печи ни накануне, ни в сей день. Около 4-х часов по полудни запирали у оной церкви окошечные ставни и были в церкви с огнём. Около 6 часов явился в церкви дым, а вскоре и пламя, объявшее весь алтарь и большую часть церкви. По таковой скорости ничего из вещей церковных не спасено: всё с церковью в короткое время сделалось жертвою пламени.»
Тогда от всей церкви осталось только несколько пудов горелого железа, которое после и было продано за 4 рубля 50 копеек ассигнациями, и чудесным образом сохранившаяся храмовая икона Святой Великомученицы Екатерины. Это предание записал священник Василий Георгиевский.
Сразу же после несчастья с деревянным храмом нашлись прихожане, которые взяли на себя заботу о его восстановлении. Из Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 6 марта 1814 года была получена книга для записи денежного сбора и расхода средств для строительства на Васильевском острове по Кадетской линии каменной церкви во имя Святой великомученицы Екатерины.
Сбор средств начался 20-го марта 1811 года. Первыми доброхотами стали коммерции советник Иван Васильевич Кусов, пожертвовавший 20 тысяч рублей; санкт-петербургские купцы Александр и Мартын Мартыновичи-Глуховы – 10 тысяч рублей; Пётр Дмитриевич Ноговиков – 5 тысяч рублей; Вязниковский купец Иван Водовозов – 10 тысяч рублей; купец Даниил Никифорович Голубин – 2 тысячи рублей и квартиру для строителя на 4 года (по ценам того времени это составило ещё 800 рублей); Иван Румянцев – 250 рублей; неизвестный через Ноговикова – 5 тысяч рублей… Велик этот список. Но ещё более велик список тех лиц, имена которых ведает лишь Бог, и которые вносили пожертвования, никак не обозначая себя.
Со временем собранная сумма позволила начать работы по проекту, разработанному участником возведения Исаакиевского собора профессором Императорской Академии художеств Андреем Алексеевичем Михайловым. Строителем был избран Вязниковский купец Иван Водовозов, а надзирать за работами назначен каменных дел мастер Николай Камельский. 24 мая 1811 года, после молебна, строители приступили к работе: выемке земли и забивке свай. Строительные материалы поступали от разных поставщиков. Несколько десятков тысяч кирпичей было даже взято из остатков Петропавловской крепости. Строительство храма было приостановлено в связи с началом Отечественной войны 1812 года В марте 1818 года назначенный строителем Иван Водовозов дал отчёт в приходе и расходе собранных сумм и отказался от постройки, которая, будучи доведена до купола, остановилась. Только 24 ноября 1823 года Преосвященный Григорий освятил каменную церковь Святой Великомученицы Екатерины. Так в Санкт-Петербурге появилось новое строение с ангелом на крыше купола, надолго определившее архитектурный силуэт восточной части Васильевского острова. Некоторые жители называли его «Черным ангелом», так как считали что он выкрашен в черный цвет. На самом деле это не совсем так. Оригинальный ангел вырезан из дерева охтянином Гусевым и был обит свинцом. Именно поэтому казалось, что он черный. В руках «екатерининского» ангела находился медный вызолоченный через огонь крест. Шар, на котором утверждался крест, тоже был медным, вызолоченным.
В декабре 1935 храм был закрыт. Борьба с «опиумом для народа» привела к тому, что из рук ангела убрали крест и он стал похож на пионера с поднятой в салюте рукой. Только 1 декабря 2000 года снова установили крест, который предварительно был собран на Заячьем острове у Петропавловской крепости, а затем с помощью вертолёта водружён на колокольне. Ещё когда проводилось первое обследование состояния ангела на куполе храма, стало ясно, что оно близко к катастрофе. Небесный Вестник, лишённый креста, начал разваливаться и, чтобы предотвратить окончательное его разрушение, пришлось делать скрепы, обвить тросами тело ангела, скрепить растяжками крылья. 15 декабря 2004 года ангела сняли с купола для реставрации. Возвращение ангела на свое историческое место планируется в 2011 году. А пока город остается лишенным своего третьего ангела-хранителя.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 586. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия