Студопедия — Богослужение в век апостолов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Богослужение в век апостолов.






«На почве этой именно ветхозаветной набожности первых христиан должно было вырасти особое христианское богослужение. Уже и в самом храме, за его обычным богослужением, христиане душевно совершали дру­гое, свое богослужение, как то дает понять Дееписатель в другом месте: они «все единодушно пребывали в притворе Соломоновом; из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их»; христиане в храме держались обособленно от иудеев, из которых многие невольно преклоня­лись пред ними, но опасались открыто присоединиться к ним. На обшир­ных дворах храма христиане избрали себе самое уединенное и удаленное от центра место — портик, тянувшийся вдоль наружной восточной стены храмового двора (с внутренней, конечно, стороны этой стены) и находивший­ся, таким образом, во дворе язычников.

Но все же, бывая в ветхозаветном храме, христиане могли участвовать только в тамошнем богослужении, которое не могло уже вполне удовлетво­рять их и по существу было недостаточно. Свое и вместе с тем настоящее богослужение они могли иметь (продолжаем прерванное рассмотрение Деян. 2,46) только «по домам» (κατ' οίκους), совершать его то в одном, то в другом христианском доме (например, Марии — матери Марка, Иосифа, Никодима, «Сионской горнице»). Здесь только христиане могли совер­шать и то «преломление хлеба», о котором неоднократно упоминает книга Деяний и которое, как мы заметили, является обозначением общих трапез с евхаристическим характером. По примеру вечери Спасителя, это были ве­черние трапезы. В ряду ежедневных и целодневных молитв это был их по­следний высокий момент, кульминационный пункт, в котором завершалось росшее весь день молитвенное одушевление. Благодаря этому и самое при­нятие пищи у христиан происходило всегда «в ликующем веселии». Соединение же за трапезой бедных с богатыми лишало ее ка­кой-либо зависти, сообщало ей и «простоту сердца». Трапеза эта, как и весь день тогдашних христиан, вся была молитвенная, с восхвалением Бога: «хваля Бога», — может быть, указание на священные песни.

Так положено начало агапам, или вечерям любви[36], которые существова­ли в христианской Церкви до IV в. и тогда, когда евхаристия отделилась от них и перенесена была на утро или полдень, на основе которых возникла те­перешняя вечерня с ее благословением хлебов. Как и в ветхозаветной рели­гии, вечер считался в христианстве первоначально самою святою и молит­венною частью дня (имелось в виду, что дни мира начались с вечера), к которой приурочивалась самая торжественная служба; как в ветхозаветном храме «жертва вечерняя» была священнее утренней и торжественнее ее (возжжение светильников), так и нынешняя вечерня, занявшая место древ­ней евхаристии и агапы, по своему строю наиболее приближается к самой священной службе — литургии: состоит главным образом из ектений, имеет только один предначинательный псалом, не имеет канона, но может иметь самые полные чтения из Св. Писания, не только Евангелие, но и Апостол. Так еще в апостольское время и в живой связи с ветхозаветным культом по­ложено начало одной из нынешних суточных служб со всем ее отличитель­ным строем.

Но евхаристия с агапой была только, как замечено, высшим заверше­нием суточного апостольского богослужения, которое, будучи целоднев­ным, не могло быть все же непрерывным. Подобно еврейскому богослуже­нию, и апостольское богослужение, вероятно, состояло из трех дневных служб: кроме вечернего богослужения — главного, — было утреннее и дневное. В той же книге Деяний мы находим ясные указания на тройное именно количество дневных молитв или служб при апостолах. Так, в Пяти­десятницу апостолы с верующими собираются на молитву утром около 3-го часа (по-нашему 9), часа приблизительно утренней жертвы во храме; ап. Петр совершал молитву у себя дома около шестого часа (12 ч. дня); апостолы Петр и Иоанн идут в храм «в час молитвы девятый», час вечер­ней жертвы».

С началом гонений вечери любви стали совершаться в ночное время[37] христиане в положенное время собирались в церковь или дом кого-либо из христиан, принося с собою для трапезы, что каждый имел, и здесь, после общей молитвы и вкушения Тела и Крови Христовых, садились за общую трапезу — богатые вместе с бедными и, таким образом, находились в живом общении между собою… Цель ее состояла в том, чтобы в эти дни общего причащения Святых Тайн[38] бедные имели утешение от богатых и все вместе вкушали вечерю любви»[39]. Открывались и завершались Агапы молитвою и омовением рук[40].

Совершители апостольского богослужения [41]

Прежде речи относительно употребления за богослужением этих даро­ваний, апостол перечисляет их и их носителей («овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей...»), представ­ляя, таким образом, последних совершителями богослужения. Уже один список этих литургов может достаточно охарактеризовать тогдашнее бого­служение.

Это:

1) апостолы. Так назывались не только 12 ближайших учеников Господа, а и другие лица, почувствовавшие в себе призвание от Духа Святого к проповеди Евангелия между неверующими и, должно быть, поставленные на это Церковью образом, подобным тому, как это сделано бы­ло, по кн. Деяний, с Варнавою и Савлом (чрез возложение рук харисматических лиц Церкви). Целью их было основание новых Церквей; сделавши это, они отправлялись в другие непросвещенные Евангелием места, лишь на короткое время навещая основанные ими и вообще существующие Церкви для утверждения их. По памятнику II в. «Учение 12 апостолов», истинных апостолов, существовавших, следовательно, и тогда, по тому и можно было отличить от ложных, что они не оставались в одной Церкви долее одного, много двух дней и не брали от общины ничего более, кроме хлеба в количе­стве, необходимом до места следующей остановки (полное бескорыстие). Наставления, какие даются в «Учении 12 апостолов» относительно ложных апостолов, показывают, что во II в. это служение было уже близко к пре­кращению.

2) Пророки, — лица, способные к особым откровениям от Бога отно­сительно будущего и сокровенного (тайных мыслей человека), т. е. спо­собные «говорить в духе» (требование, не предъявляемое к апостолам) и занимавшиеся не миссионерством, а проповедью в существующих Церк­вах. Деяния называют следующих пророков: Варнаву, Иуду, Силу и 4 до­черей диакона Филиппа. Образец пророка послеапостольского време­ни — св. Ерма, автор «Пастыря». Ап. Павел настаивал на самом широком участии пророков в богослужении. Особенно поражали пророки за бого­служением своим даром обличать сокровенные мысли присутствующих. Это служение пользовалось едва не большим уважением, чем апостоль­ское: «пророки суть ваши архиереи», говорит «Учение 12». И по сатире Лукиана (II в.) пророк у христиан был «тиасархом», начальником жерт­воприношений. «Пророкам» «Учение 12 апостолов» позволяет за литур­гией «говорить благодарения (ευχαριστείν), сколько они хотят», тогда как для обычных совершителей литургии уже начали устанавливаться формулы молитв. По тому же памятнику, пророк «в духе» может «назна­чать трапезу», т. е. требовать совершения агапы в неустановленный день. Пророка, говорящего в духе, запрещалось испытывать и судить, даже про­рок, учащий не делать того, что сам делает, не должен быть судим, потому что он имеет суд у Бога. «Учение 12 апостолов» вскрывает уже много зло­употреблений в этом благодатном служении; тем не менее служение проро­ческое существовало несколько долее апостольского. Св. Ириней (202) слышал еще пророков. — В связи с пророчеством ап. Павел ставит «дар раз­личения духов» — восприимчивость к пророчеству, способность проникать в пророческое состояние и отличать истинное пророчество от ложного в од­ном или в разных лицах, отличать чистую объятость Духом Божиим от не­чистых примесей естественно-человеческих или демонических возбужде­ний. Такое различение необходимо было, чтобы из-за ложных пророчеств не заподозрено было и истинное: «пророчествия не уничижайте, вся же искушающе, добрая держите»; «не всякому духу верьте, но испытывайте ду­хов, от Бога ли они».

3) В Послании к Ефесянам ап. Павел при исчислении благодатных слу­жений после апостолов и пророков пред пастырями и учителями ставит еще евангелистов. Если под ними не разуметь евангелистов в теперешнем смыс­ле, три из которых к этому времени стали известны своими Евангелиями, то трудно сказать, какое служение разумеется. Может быть, это ближайшие помощники апостолов в благовестии. Так назван и Тимофей.

4) Учители, у которых «к откровению привходил и труд собственно­го углубления в божественные истины», почему учители могли прини­мать это звание по личному усмотрению, как видно из предостережения ап. Иакова «не мнози учители бывайте». В даре учительства ап. Павел различает два вида: «слово (благодатное красноречие) мудрости и слово знания»; под первым, может быть, разумеется практическое или цель­ное, общее, более субъективное познание, а под вторым — теоретичес­кое, детальное, объективное. Благодатное служение учительства сохра­нялось и в послеапостольское время до II в. включительно. У Оригена часто упоминаются «учители церковные», «лица, которые у нас (в Алек­сандрии) мудро исполняли должность учителя», и они ставятся наряду с пресвитерами. Дионисий Александрийский (2-ой пол. III в.) в посла­нии говорит, что он созвал «пресвитеров и учителей» окрестных селений. И на учителей (διδάσκαλοι) послеапостольского времени смотрели как на особо облагодатствованных лиц: св. Игнатий Богоносец и Диони­сий Александрийский предупреждают, что они пишут не как власть име­ющие учители.

 

Все эти чрезвычайные служения (апостольство, пророчество и учитель­ство, присоединяя сюда и следующее — дар чудотворения, см. ниже) не ог­раничивались какою-либо одною Церковью, а простирались на всю Цер­ковь, не были столь местными, как церковная иерархия. Апостолы, пророки и учители, переходившие с одного места в другое, пользовавшиеся во всех общинах высоким значением, объясняют нам, каким образом различные Церкви имели между собою столь много общего в строе и жизни, хотя орга­низовались с полною самостоятельностью. Их литургическою деятельнос­тью можно объяснить сходство богослужебных форм в разных Церквах, ко­торое мы наблюдаем в III и IV вв.

Продолжая исчисление благодатных служений в Церкви, ап. Павел после учительства с его дарами называет в качестве благодатного дара —

5) веру, веру, как показывает ближайшее определение этого дара в других местах, чудотворную, эту, по Златоусту, «мать знамений, совершительницу того, что выше человеческих сил». Этот благодатный дар, по апостолу, распадается на дар исцелений и сил («сил» — чудес вообще). По св. Иоан­ну Златоусту, имевший дар исцелений мог только помогать больным, а кто получал «действия сил», тот мог еще и наказывать так, как, например, ап. Петр наказал Ананию и Сапфиру. Дар чудотворения в апостольское время был довольно частым явлением: ап. Павел указывает его еще и в Галатийской Церкви: «подаяй убо вам духа и действуяй силы в вас от дел ли закона или от слуха веры». Он известен был и в послеапостольское время. Папий и Ириней (II в.) видели воскрешение мертвых, «происходившее, когда вся местная Церковь молилась с великим пощением и молением». Ориген был свидетелем многих исцелений. Особенный вид этого дара увековечен в Церкви таинством св. елея. Эта харисма, должно быть, дала основание для учреждения в древней Церкви должности ексорцистов, за­клинателей злых духов (как виновников болезней), и для введения в цер­ковные службы (не только литургию, но и вечерню и утреню) особых мо­литв над одержимыми (ενεργούμενοι) или обуреваемыми (χειμαζόμενοι — т. е. от нечистых духов).

6) Дары вспоможения (αντιλήψεις) и управления (κυβερνήσεις), принадле­жавшие постоянной и местной церковной иерархии (первый диаконам с их заботами о бедных, больных, второй — пресвитерам и епископам). Это слу­жение не уступало перечисленным вообще, но за богослужением те чрезвы­чайные дары и их носители выдвигались на первый план. Еще и во II в. про­року за литургией позволялось импровизировать евхаристийную молитву, тогда как епископ и пресвитер должен был придерживаться установленного образца. «Учение 12 апостолов», где даются эти правила, вообще дает заме­тить, что в его эпоху (нач. II в.) служение пастырское начало заменять слу­жения чрезвычайные — апостольское, пророческое и учителей. «Постав­ляйте (χειροτονήσατε) себе», увещевает памятник, «епископов и диаконов; ибо они также исполняют для вас служение (λειτουργοΰσι και αυτοί την λει-τουργίαν) пророков и учителей. Посему не пренебрегайте ими; ибо они должны почитаться вместе с пророками и учителями». Место, свидетельст­вующее, впрочем, и о том, какое широкое и почетное положение в соверше­нии богослужения (λειτουργίαν) занимали пророки и учители.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 466. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия