Студопедия — Представление о человеке в древнеиндийской мифологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Представление о человеке в древнеиндийской мифологии






Индийская мифология подразделяется на несколько систем, каждая из которых имеет свои особенности и черты. Это Ведийская мифология, Индуистская мифология, Буддийская мифология. Соотношение этих трех основных мифологических систем достаточно сложно. Оно определяется сочетание культурно-исторических, этнолингвистических, мировозренческих, пространственно-временных факторов. Несмотря на довольно обширный общий фонд мифологических персонажей и мифов в трех составных частях индийской мифологии, между ними существуют глубокие различия и для них характерны самостоятельность, самодостаточность.

Ведийская мифология в общем виде сложилась в конце 2- начале 1-го тыс. до н.э. в северо-западной Индии среди арийских племен. Индуистская мифология оформилась позже, когда арийские племена уже значительно продвинулись на юг и восток Индии, оказывая сильное влияние на автохтонные культуры и одновременно заимствуя ряд элементов из этих культур. Являясь продолжением ведийской мифологии, ее трансформацией, индуистская мифология признавала авторитет вед как высшего источника знания, в том числе и мифологического, но в то же время она сильно эволюционировала в сторону монотеистических представлений. Ведийская мифология не просто трансформировалась в индуистскую: она в известной степени сосуществовала с индуизмом, сохраняя свои позиции в ряде ритуалов и находя поддержку в соответствующих текстах, продолжавших считаться священными («Ригведа», «Яджурведа» и др). В отличие от ортодоксальных брахманизированной ведийской и индуистской мифологий, первоначально засвидетельствованных в текстах на ведийском языке и на санскрите, буддийская мифология, возникшая в 6 в. до н.э. в северо-восточных областях Индии, была не брахманской и имела своим языком не только санскрит, но и местные среднеиндийские диалекты, что отражало ориентацию на более широкие слои общества. Заимствовав из ведийской и индийской мифологии ряд персонажей и сюжетов, буддизм, в соответствие с его религиозно-философскими принципами, отводил мифологии достаточно ограниченное, второстепенное место, рассматривая включение мифологического слоя в свой состав как некий компромисс между высокой теорией и народными верованиями. Характерной чертой индийской мифологии является не только наличие нескольких различных ее воплощений, но и сосуществование их во времени, органическая преемственность мифологических систем. С этими обстоятельствами связаны нередко встречающиеся попытки такого описания индийской мифологии, при котором она выступает как единая мифологическая система, а различия между разными ее частями трактуется как несущественные.

[12, с. 41]

В центре ведийской мифологии – мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры (бог грома и молнии, глава богов) с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределенности и создания новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны-чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т.д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности, в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством. [13, с. 9]

Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико. Она оказалась источником великих религиозно-философских концепций, зародившихся позже в Индии, и послужила основой для поэтического творчества.

Индуистская мифология, комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединенных в религиозной системе индуизма, сменившей к 1-му тыс. до н.э. в Индии древнюю религию ведийского бразманизма. [4, с. 81]

В индуистской мифологии земля описывается как плоский диск, в центре которого возвышается мифическая гора Меру. Вокруг нее, отдельными океанми, расположены четыре материка (двипа). Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна и звезды.

В индуистской мифологии богам противостоят демоны – асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия.

В мифологии животных в индуизме, как и в ведийский период, важную роль продолжает играть корова Сурабхи, исполняющий все желания своего владельца. Многие животные включаются в культ главных божеств пантеона. Появляется в индуистской мифологии образ «ваханы» – животного – «носителя» определенного божества. Так, «ваханой» Брахмы считается гусь, Вишну изображается сидящем на орле Гаруде, «вахна» Шивы – белый бык Нандин, жены его Деви – лев и т.д.

В мифологии растений важную роль играет ашваттха (священная смоковница), в почитание которой развивается восходящее к ведам концепция мирового дерева; ньягродха, ашока (ей молятся женщины о родах), лотос, туласи (цветок, связанный с культом Вишну). [16, с. 117]

В целом в древнеиндийской философии еще не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своем внутреннем состоянии. Исключение составило конфуцианство, направленное на гармонизацию отношений между людьми.

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 656. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия