Студопедия — Этнография
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этнография






Абсолютно все исследователи отмечают изначальное единство религий тюрков и этнических монгол. Кто-то пытается назвать эту веру шаманизмом, но это не совпадает с действительностью. Для человека, воспитанного на идеях христиа­нства, поклонение духам огня, воды, ветра, камлание шаманов, и есть язычество, не смотря на почитание единого верховного божества, именуемого Тэнгри, Бер Тэнгри. Т.е. Единый Дух Неба, почитавшийся народами от Дуная до Манчжурии. Первые упоминания о Тэнгри встречаются в рунических орхоно-енисейских надписях, относящихся ко временам, когда о монголах никто и не слышал. Т.е. вера монгол - явное заимствование от тюрков. Правда, не 100%-ное: например, тюрки различали 17 духов-божеств, а монголы -99. Есть и другие признаки тюркской первоосновы тэнгрианства: например, очень многие моления Тэнгри связаны со священным деревом всех тюрков -березой. Причем, повсеместно (кроме Монголии). Четко прослеживаются и другие заимствования. Так, монголы, ассимилируя остатки тюркских племен, проживавших до них на территории Монголии, постепенно меняли тип хозяйствования с лесного охотничьего на кочевой. Это подтверждается анализом предметов имеющих отношение к кочевому образу жизни. Почти все названия этих предметов имеют тюркскую языковую основу. Немало важных сведений можно почерпнуть из эпосов тюркских народов, описывающих события времен Золотой Орды. Вот примеры: известной исторической личностью является сподвижник Чингиз-хана Майкы. Чингиз настолько его уважал, что Майкы всегда ездил с ним в одной повозке. Но башкиры считают Майкы-бия своим ханом и спод­вижником Муйтэн-бия (своего первого хана, перешедшего впоследствии под власть Чингиз-хана). Тот, в свою очередь, назначил 30-летнего Муйтэна своим наместником в Башкирии. Особо отмечается, что ханов-завоевателей было много, а Чингиз лишь считался самым могущественным из них. Признанием первенства Чингиза Муйтэн спас свой народ от уничтожения. Еще любопытнее, что древнейшим (домонгольским) именем юго-восточного башкирского племени Усерган является имя Муйтэн, а северо-восточное племя Табын ведет свою родословную от Майкы, потомка создателя государства Тюкю. Личность Чингиз-хана не просто уважаема тюрками. Его почти боготворят. В т.ч. и восточноевропейские тюрки и особенно башкиры. Историки утверждают, что Чингиз-хан умер еще до похода на Волгу и Урал. Но откуда же тогда взялась в родословной башкирского племени табын такая фраза: «Чингиз дал Майкы-бию страну, уран (боевой клич) - Салават, дерево - лиственницу, птицу - карагуш (имеются в виду племенные тотемы)»? Это все равно, что утверждать: царь Александр III написал работу «Детская болезнь левизны в коммунизме». В этой фразе из родословной интересно и то, что слово «Салават» вовсе не монгольское и даже не тюркское, а арабское, означающее молитву с благословением пророка Мухаммада, т.е. это указывает на сильное проникновение ислама в Башкирию. Ни для кого не секрет, что очень часто родовые имена трансформируются в племенные и наоборот. А представители других народов или племен, осевшие на землях коренных жителей, ассимилировавшись, дают название новому роду. Этот процесс знаком по массе источников, как исторических, так и эпических. Я попытался проследить закономерность размещения башкирских родов и племен, с явно монгольскими названиями. И у меня получилось, например, что роды (роды входят в племена) с именем «монгол» относятся к восточным башкирским племенам Табын (племя Майкы-бия) и Кувакан. Роды «чингиз» встречаются среди родов только восточных племен Бурзян (вспомним имя Борджигин), Табын и Кыпчак. Роды «тума (тумен)», соответству­ющие одному из монгольских племен, попадаются чуть чаще, у восточных башкир Бурзян, Усерган (или Муйтэн), Кыпчак, Катай. И единственный раз - у западных Мин. Известно название племени Барын, примкнувшего к Чингизу и Джамухе. В Башкирии это название носят роды только зауральских племен Катай и Табын. И ни одно из вышеперечисленных родовых имен не известно казахам, киргизам или узбекам! Но среднеазиатским тюркам прекрасно известны названия племен и народов, с которыми - воевал Чингиз. Эти названия бережно сохранены ими в именах своих племен: найман, кыпчак, кырлык (карлук), кереит (кераит), онгут, тангут, мангуг, меркит, татар, уйгур, авар, маджар. Из всех этих этнонимов башкирами употребляются только «найман» у усерган-муйтэнов, «кыпчак», вследствие переселе­ния огромного числа кипчаков после разгрома их ордынцами, «меркит» у племени мин, и «татар» благодаря сосед­нему народу.

Удивляет поразительная, для жителя Забайкалья, осведомленность Чингиза о географии мест, отдаленных от его родины на 5-б тыс.км. Вот, например, как описывает это «Сокровенное сказание»: «А Субеетай-батура он [Чингиз-хан] отправил в поход на север, повелевая дойти до 11 стран и народов, как-то: Канлин (Канглы), Кибчаут (Кыпчаки), Бачжигит (Башкиры), Оросут (русские), Мачжарат (мадьяры или марджя-мордва), Асут (асы-языги), Сесут (чехи), Серкесут (черкесы), Кешимир, Болар (башкиры-биляр), Лалат (аланы), перейти через многоводные реки Идил и Аях (Яик), а также дойти и до самого города Кивамен-кермен (Киев)...» О географических аспектах «Монгольской» Империи будет сказано чуть ниже, а пока я остановлюсь на самом «Сокровенном сказании», считающимся самым важным доказательством завоевания мира этническими монгола­ми.

Считается, что этот документ, «содержа­щий фрагменты древних мифов, былин­ного эпоса и легенды» был создан не ранее 1240 г. Записанный уйгурским письмом, его в 1382 г. транскрибировали китайскими иероглифами, а потом перевели на китайский язык. Оригинал, как всегда, не сохранился. Эпос скрывали от глаз аж до 18ббг, пока его не сумели разыскать у бурятов и перевести на русский язык русские исследователи. Но в 30-е гг. ХХ в. «Сокровенное сказание» было реконструировано и именно в таком виде влилось в историческую науку. Если не касаться вопросов по транскрибирова­нию, переводам и проблеме тотального переписывания книг в Китае, то настора­живает момент появления документа: время дискуссии между славянофилами и западниками, защищавшими написанную Миллером, Шлетцером и Байером русскую историю. Судя по содержанию, «Сокровенное сказание», если предполо­жить, что оно - не подделка, является явно компилятивным документом. Какие именно хроники, эпосы и легенды были основой для его написания, науке пока неизвестно.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия