Студопедия — Культ могил по изображениям на надгробных памятниках.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культ могил по изображениям на надгробных памятниках.






При жертвоприношениях на могилах, женщины, как и в первых сценах погребения (πρόθεσις), играли первенствующую роль. Хотя среди изображений нередко можно встретить фигуры мужчин, однако большинство их всегда состоит из фигур женщин. Жесты изображаемых лиц при этих церемониях более умеренны и спокойны, чем при πρόθεσις. Тем не менее можно наблюдать, что некоторые из присутствующих подымают руку к голове, как бы с. 173

Надгробный памятник.

с. 174 с намерением рвать на себе волосы; но обычно изображается человек, стоящий в спокойной позе: он или держит в руках жертвоприношения для умерших, или имеет вид погруженного в грустные размышления. В других случаях человек приближается к надгробной стеле52 с поднятой до высоты лица рукой или становится на колени перед могилой и как бы разговаривает с нею. Во всех этих сценах преобладает изображение скорее не скорби, а благоговейной печали и покорной грусти.

Один из изображаемых жестов имеет, по-видимому, более специальное значение и выражает не только неопределенное сожаление и благоговение. На некоторых памятниках представлены люди, простирающие к могиле руку или поднимающие ее до уровня лица, причем два пальца — обыкновенно, большой и указательный — у них соединены. Это жест поклонения божеству.

Часто случается, что при изображении этих сцен гиматион53 раскрашен яркой, голубой или красной, краской. Действительно, тут не рисуются погребальные церемонии в собственном значении этого слова. Похоронные обряды налагали на родственников обязательство приходить на могилу умершего на третий, девятый и тридцатый день после его смерти; почившему приносилась погребальная трапеза и возобновлялись возлияния и жертвоприношения первого дня. В Афинах этот месячный период был сроком траура; по истечении его темные одежды снимались. Поэтому-то гиматион изображен здесь в ярких цветах. В годовщину смерти, а по мнению других ученых — в годовой день рождения умершего, у могилы снова происходило собрание родственников. Но и в остальное время не возбранялось приходить сюда, чтобы, сидя у подножья стелы, побеседовать с покойным, принести новые цветы, ленты и жертвоприношения. Самое местоположение некрополя у городских ворот располагало к таким с. 175 благочестивым посещениям, которые существуют во нравах и обычаях всех народов.

Предметы, находящиеся в руках у людей, у подножья или вокруг стелы, а также на всем поле вазы, отличаются большим разнообразием. Они не изображают только одни приношения. Известное число их составляют принадлежности, необходимые при совершении погребальных обрядов, например — корзина, ящичек, сосуд для возлияния; некоторые из них, как ленты, венки, сосуды с благовониями, предназначались специально для украшения стелы; наконец другие — в виде туалетных принадлежностей, оружия, птиц, пирогов, плодов, возлияний — должны были служить самому умершему.

Интересно отметить в живописи V и IV веков до Р. Х. простоту и умеренность этих приношений. В них нет ни малейшего намека на кровавые жертвоприношения и сжигания жертв, о которых так часто упоминают различные авторы. Это не случайность, а характерная черта обрядов той эпохи. В гомеровские времена самой приятной пищей, какую только можно было предложить умершему, была кровь людей и животных. Ахилл убивает на могиле Патрокла двенадцать молодых троянцев, четыре лошади, две собаки и множество быков и овец. Одиссей вызывает тени умерших, принося на краю ямы в жертву овец, и тени, как стая мух, собираются вокруг и жадно пьют эти кровавые возлияния.

Человеческие жертвоприношения существуют в течение всего героического периода истории. Позднее поэты воспользуются этим обстоятельством, как драматическим приемом, для возбуждения в душах зрителей ужаса и сострадания. Но подобные варварские обычаи уже не существуют с начала исторического периода. Даже в VII веке принесение в жертву крупных животных считается разорительным обрядом, выполнявшимся только по отношению к божествам, и закон Солона воспрещает приносить в жертву быков при погребальных церемониях. В VI веке один закон разрешает еще приносить жертвы согласно с древними обычаями, но вс. 176 V веке заклание жертв становится, по-видимому, привилегией богов и умерших героев. Таким образом совершалось ежегодное поклонение герою Пелопсу. Воины, погибшие при Платее54, получали ежегодно при совершении поминального обряда в жертву быка. В V веке такие почести совершались в виде исключения. Писатели конца V и начала IV века еще определеннее относятся к этому обычаю. Платон упоминает о человеческих жертвоприношениях, как о варварском обычае, а о заклании животных перед церемонией ἐκφορά также говорит, как о вышедшем из употребления обряде. Равным образом сцены жертвоприношения животных никогда не изображаются на вазах той эпохи…

Благодаря двум обычаям воздаваемые умершим почести приобретают интимный и семейный характер. Прежде всего это — разговор присутствующих с почившим. Стоя прямо или на коленях перед надгробной стелой, они простирают руки к могиле, и их телодвижения свидетельствуют, по-видимому, о том, что они обращаются со словами к умершему. Тут изображаются те задушевные разговоры, которые воспроизводятся многочисленными погребальными надписями — и состоят из прощального обращения, χαῖρε, или небольшого диалога между умершим и прохожим. На вазах эта сцена принимает более нежный характер свидания умершего с его родственниками.

Другой обычай состоял в том, что для развлечения умершего в его одиночестве у подножья его могилы играла музыка. Инструментом, которым пользовались в таких случаях, была лира. Рисунки на вазах изображают эфеба, сидящего или стоящего с лирой в руках, а присутствующие, по-видимому, слушают его игру. Многие места у древних авторов дают намеки на применение музыки при погребальных церемониях; в частности, в первом действии похорон (πρόθεσις) и при перенесении тела на кладбище (ἐκφορά) была в ходу флейта. с. 177 На одном из сосудов, находящихся в Лувре, мы видим также в руках одной женщины тимпан55. Лира была известна именно в качестве похоронного инструмента. Мы касаемся тут наиболее тонких сторон культа мертвых. Материальных приношений, пищи, питья было недостаточно: любовь его близких должна была побудить их озаботиться доставлением ему духовных развлечений; из глубины своей могилы он должен был услышать голоса любимых им людей, их слова нежности и утешения, и мягкие звуки лиры убаюкивали его в вечном сне.

(Pottier. Étude sur les lécythes blancs attiques à representations funéraires, стр. 56 и сл.).







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия