Студопедия — ФУКЦИИ ПО ОСНОВАМ МЕТОДИКИ РАБОТЫ РАДИОЖУРНАЛИСТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФУКЦИИ ПО ОСНОВАМ МЕТОДИКИ РАБОТЫ РАДИОЖУРНАЛИСТА






(ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И3УЧЕНИЯ)

3.1.Система жанров радиожурналистики

Система по самому общему определению - есть целост­ность, все элементы которой составляют некое единство и подчинены выполнению общей функции.

Радиожурналистика входит в систему средств массовой ком- муникации, поэтому для более панорамного представления осо­бенностей жанров на радио рассмотрим некоторые системные взаимосвязи на более широком и в то же время сравнительном уровне.

Генезис и эволюция жанров - сложный процесс, он зави­сит не только от исторических условий, закономерностей внут­реннего развития жанра, но обусловливается и жанровым ок­ружением в своем канале коммуникации, а также воздействи­ем других, соседних каналов. Ибо любое взаимодействие в пуб­лицистике осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, а пространство этих горизонталей может быть до­полнительно широким.

Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики - отра­жение и формирование общественного мнения, которую каж­дую из систем передачи информации решает своими средства­ми, определенными природой и спецификой коммуникационно­го канала.

Так, в печати это - написанное слово и запечатленное изображение (фотография, рисунок, репродукция живописной

 

74______________________________________________________А.Г.Киселев

 

картины), на радио - звучащая действительность (речь, му­зыка, шумы), на телевидении - звукозрительное отражение действительности. Но в каждом коммуникационном канале не­которые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими, возможностями канала и их твор­ческим использованием.

Система жанров в каждом коммуникационном канале скла­дывалась исторически. Их эволюция была тесно связана с поли­тической жизнью общества, т.е. теми задачами, которые реша­ли журналисты в различные периоды жизни страны. В элект­ронных средствах они во многом зависели от развития техники.

Жанры и формы вещания на радио развивались под влия­нием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, ре­чевых форм общения,

газетных текстов, читаемых в микро­фон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особен­но на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета.

Определенное воздействие на становление, развитие сис­темы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступле­ния у микрофона писателей, ученых, специалистов), а поз­же - внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, ра­диопереклички).

Таким образом, в периоды становления регулярного и мас­сового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатыва­ла сообразно политическим задачам и своим внутренним воз­можностям несколько потоков: газетные тексты. Устное рече­вое общение. и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуника­ции, работавшего на одну и ту же аудиторию - со своими средствами, способами отражения действительности, способство­вало более активному использованию радиовещанием своих воз­можностей.

Целостную систему современных жанров радиожурналис­тики можно охарактеризовать как совокупность жанров, дина­мические связи которых (как внутренние, так и внешние) оп­ределяются:


Теория и практика массовой информации_____________________________75

 

· потребностями отражения социальной жизни с целью ин­формирования, воздействия на общественное мнение;

· функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;

· единым типом творчества - публицистическим;

· функциями жанров, внутренними закономерностями их взаимосвязи, их взаимодействием.

Система жанров - подвижная, гибкая, меняющаяся струк­тypa. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, вза­имопроникновение жанров, их модификация сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся:

· в сообщении фактов;

· в оценке, анализе, интерпретации фактов, событии, яв­лений;

· в изображении фактов, событий, явлений.

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:

· информационные;

· аналитические;

· документально-художественные.

По функционально-предметным признакам, в основе кото­рых лежит рассмотрение содержания журналистского произ­ношения, жанры распределяются по группам так:

Информационные жанры:

· радиосообщение;

· радиообзор печати;

· радиоотчет;

· информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью;

· информационный радиорепортаж.

Аналитические жанры:

· аналитическое радиоинтервью;

· аналитическая радиокорреспонденция;

· аналитический радиорепортаж;

· радиорецензия;

· письмо;

· радиобеседа;

· радиокомментарий;

 

 

76__________________________________________________А.Г.Киселев

 

· радиообозрение;

· дискуссия на радио;

· радиоречь;

· журналистское расследование на радио.

Документально-художественные жанры:

· радиоочерк;

· радиозарисовка;

· радиорассказ;

· радиофельетон;

· радиокомпозиция.

Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отно­шении, постепенным обогащением своего фактического мате­риала и приобретением в связи с этим иного функционально­-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляют­ся в группе информационных жанров. Так, например, радио­корреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж - жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу.

По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие группы.

Монологическuе жанры:

· информационное радиосообщение;

· радиорецензия;

· радиообзор печати;

· радиокомментарий;

· радиоотчет;

· радиобеседа;

· радиокорреспонденция;

· радиоречь;

· письмо;

· радиозарисовка.

Дuалогическuе жанры:

· радиоинтервью;

· радиодискуссия;

· радиобеседа.


Теория и практика массовой информации_____________________________77

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 565. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия