Студопедия — Дизайн {теория, практика) II
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дизайн {теория, практика) II







ритм (закономерное чере­
дование соизмеримых элементов
формы, их акцентирование, повто­
рение, нарастание, убывание);

масштаб (мера соответ­
ствия предмета размерам человече­
ского тела или другим предметам,
выявляемая при их сопоставлении).

Основные приемы компози­ции — это:

симметрия—асим.штрия;

динамика-статика;

контраст—тождество—
нюанс
.

Композиционная целостность создает у субъекта восприятия произведения дизайна впечатление красоты гармонично организован­ной формы.

Гармония формы и сущно­сти изделия — это выражен­ность в форме как утилитарно-технической, так и социально-культурной сторон его содержания, способствующая достижению содержательности формы.

Первая составляющая отра­жает красоту целесообразности формы, вторая — красоту ее образности. Вместе с красотой гармонической организованности формы они представляют собой разные грани красоты произведе­ния дизайна, тесно взаимосвязан­ные и взаимообусловленные.

Анализируя результат компо­зиции объекта по характеризую­щим его эстетическим свойствам, сгруппированным в соответствии с критериями эстетической оцен­ки [6], используя при этом система­тизированный набор эстетических мер (как реальных, так и идеаль­ных), профессиональный дизайнер, равно как эксперт или критик-искусствовед, в своем аргументи­рованном ценностном суждении определяет меру эстетической ценности конкретного объекта. Это определение в конечном итоге сводится к выявлению степени со­ответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеа­лу. Совпадение реального с иде­альным обусловливает восприятие вещи как красивой для субъекта эстетической оценки.


Художественный образ объ­ектов дизайна характеризует одну из главных целей компози­ции. Идея художественного образа пронизывает и творческий метод, и процесс, и результат дизайн-проектирования, ориентирован­ный на эстетическое восприятие дизайн-продукта.

Сущность данного понятия может быть выявлена только во взаимосвязи с понятиями «худо­жественная и эстетическая ценно­сти», «культурный смысл объектов дизайна», «знаковая функция вещи» и «стиль в дизайне» [5].

В дизайне тесно взаимосвязаны прекрасное и полезное, эстетиче­ское и художественное, конкретно-материальное и знаково-образное начала. Эстетические ценности в творчестве дизайнера нераздели­мы с общекультурной и социаль­ной проблематикой,

В мире ценностей эстетиче­ская и художественная ценности представляют собой категории особого рода, связанные с формой существования объекта, отнесен­ной к определенному культурно значимому содержанию, рас­смотренному как содержательная форма. Такая форма всегда целост­на, поскольку она основана на всей совокупности доступной информа­ции об объекте.

Эстетическая и художествен­ная ценности близки друг другу, взаимосвязаны, но не тожде­ственны. Эти родственные виды ценностей различаются не толь­ко по широте распростране­ния, но и по содержанию.

Эстетической ценностью могут обладать самые разные вещи и со­оружения, создаваемые людьми {продукты художественного пред­метного творчества), естественная природа, окружающая человека, разнообразные ее объекты и явле­ния, сам человек во всем много­образии его деятельности, образа и стиля жизни.

Сфера эстетических ценно­стей шире сферы художественных ценностей по охвату включаемых в нее объектов.


Сфера художественных цен­ностей ограничивается произведе­ниями мира искусств (его классов, семейств, видов, жанров) — про­странственных, пространственно-временных и временных. К пер­вым относятся и различные виды архитектонического искусства — архитектура, виды прикладного искусства и дизайн.

Но пространство мира худо­жественных ценностей, являясь результатом взаимодействия и эсте­тических и внеэстетических ценно­стей, в этом плане шире и глубже мира эстетических ценностей.

В объектах дизайна функционально-конструктивная структура, отражающая их утилитарно-техническую сущность, равно как и знаково-коммуникативные признаки формы, выражающие культур­ный смысл вещи для человека, ее духовную сущность, получают художественно-образное осмысле­ние и воплощение.

Между красотой и образной вы­разительностью вещей — объектов дизайна — не может быть резкой границы. Художественная инфор­мативность и ценность обязательно включают эстетическое как свой компонент и без него невозмож­ны, Сами переходы от великолепия, красоты, элегантности, изяще­ства к образной выразительности разного рода постепенны, плав­ны, «спектральны».

Деятельность дизайнера может ограничиваться придани­ем утилитарному объекту лишь эстетической ценности (благо­даря гармонизации формы), но может подниматься и до ре­шения более сложной задачи — формирования художественной образности, а значит и создания художественной (а не толь­ко эстетической) ценности.

В предметном окружении человека далеко не всегда необ­ходима художественная ценность всех его компонентов. Нередко достаточно и эстетической ценно­сти. Объекты дизайна становятся одновременно и носителями худо-


дизвйн. материалы, технология. А {7} 'ЭОО8 ;








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия