Студопедия — Введение. Повседневность в течение двух последних десятилетий превратилась в модную научную проблему
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Повседневность в течение двух последних десятилетий превратилась в модную научную проблему






Повседневность в течение двух последних десятилетий превратилась в модную научную проблему. Это недвусмысленный показатель социального заказа, ответа науки и культуры в целом на теперь уже мощно заявившую о себе потребность в осмыслении и утверждении повседневной жизни как ценности современной культуры. Разумеется, речь идет, прежде всего, и главным образом о западной, европейской и североамериканской культуре ХХ в., лидирующее положение которой определяло и тенденции развития мировой культуры в целом.

Востребованность проблематики повседневной жизни очень высока. Количество посвященных ей научных публикаций на основных европейских языках, включая русский, за последние 30 лет насчитывает не одну сотню наименований[1]. Повседневность все чаще обсуждается на научных конференциях и симпозиумах, иногда ей специально посвященных[2], избирается темой диссертационных исследований[3], обсуждается в периодических изданиях[4]. Массовыми тиражами переиздаются старые (XIX и нач. ХХ в.) и издаются новые научные и научно-популярные работы о повседневной жизни разных стран, исторических эпох, социальных слоев[5]. Знакомство с указанными в сносках и другими, прямо или косвенно затрагивающими проблематику повседневности изданиями, позволяет сделать вывод, что повседневность стала одной из центральных проблем современного гуманитарного знания, что к настоящему времени сложилась междисциплинарная область знания, "повседневноведение", включающее в себя социологию повседневности, историю повседневности, гносеологию и психологию повседневности, эстетику повседневности, семиотику повседневности.

Исторический путь становления проблематики повседневности в гуманитарном знании представляет самостоятельный интерес и ему посвящена первая глава настоящего исследования.

Разнообразие научных подходов к повседневности и многообразие собранных разными научными дисциплинами фактов взывают к обобщению, которое возможно сегодня как философско-культурологическое. Для того, чтобы осмыслить массив накопленного "повседневноведческого" материала, нужно посмотреть на него сквозь призму теоретической модели повседневности достаточно высокого, философского уровня обобщения. Такого рода концептуальная модель повседневности предложена во второй главе работы. В этой модели повседневная жизнь предстает как пространственно-временной континуум, наполненный вещами и событиями. Исследование всех составляющих этого континуума: пространства, времени повседневности, а также повседневных вещей и событий — задача слишком масштабная для одного исследования. Поэтому для рассмотрения в настоящей работе взято только пространство повседневности и частично — его вещное наполнение. Возможность такого ограничения, такого сужения задачи исследования дает относительная самостоятельность каждого из слагаемых системной модели повседневности. Пространству повседневности посвящена третья, основная глава книги.

И, наконец, о методологии исследования. В работе реализован один из возможных вариантов культурологического подхода к повседневности. Такого рода подход сегодня не может не быть системным. В данном случае системность обеспечивается единством структурного, функционального и исторического подходов. Поскольку взятые в качестве предмета анализа материальные структуры повседневности: тело человека, дом, поселение важны не сами по себе, но с точки зрения содержащихся в них культурных смыслов, основным, раскрывающим культурное значение и смысл каждого из элементов пространства повседневности, методом исследования является метод семиотико-культурологический.

Таковы побудительные причины и замысел работы. Насколько удалось его реализовать — судить читателю.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия