Студопедия — Тризны творение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тризны творение






 

Уж вы гой еси, вы люди добрые!

Приготовьте вы место красное

Для отхода [имярек почившего]

К Белым Прародителям!

Приготовьте и обрядите

Сородича вашего [имярек почившего]

Для отхода к Белым Прародителям

Во светел удел Их!

Не тоской-кручинушкой,

А славной славушкой

Да ярой силушкой

Проводите [имярек почившего]

Во Свет Ирия!

Да взойдёт честной [имярек почившего]

С красного места во Свет Ирия,

К Белым Прародителям! Гой!

 

 

Тризну творити — волхвам по-за мрое[395] ходити, воинам-ратаям — силу ярити, а всем Родовичам честным — Предков славити.

Творят тризны:

1) Волховскую — волхва почившего провожая;

2) Ратайскую — воина павшего прославляя;

3) Родовую (общую) — сородича честного поминая.

Творят тризны:

1) На Краду тело почившего возлагая;

2) На девятины (девятый день по смерти) покойного поминая;

3) Сороковины (сорок дней) по покойному справляя;

4) Год по смерти его отмечая.

Предавая плоть бренную огню, а прах оставшийся земле, чают возрождение души сородича во Роду Небесном. О сём же рекут:

 

Восславися во Роду Небесном! Гой!

 

Либо:

 

Блажен будь на Лугах Велесовых! Гой!

 

Либо:

 

Славен будь во Полку Перуновом! Гой!

 

Либо:

 

Блажен будь во Свете Ирийском! Гой!

 

Предки наши во времена их творили тризны тако:

 

АЗ) Тело почившего воскладали на особливо приготовленную Ладью Велесову, а оную ставили на Краду великую. Во Ладью же, окромя тела, клали дары да вещи почившего, по сословной принадлежности его.

БОГОВ) Волхвы зажигали Краду, рекли славы Родным Богам и Предкам, просили милости Божеской ко душе почившего.

ВЕДАЮ) Прах, оставшийся от преданного огню тела, предавали земле либо воде. Исполняя волю почившего, прах могли развеять над землёй либо над водой на все четыре ветра. На месте сожжения тела либо захоронения праха насыпали поминальный курган — Красную горку.

ГЛАГОЛЮ) Почившего воина чтили обрядовыми ратаниями, бряцанием оружия о щиты да всевозможными дружинными почестями.

ДОБРО) После обрядовых ратаний устраивали поминальный пир.

 

В наше время, когда сжигание тела производится в крематории, из сего обрядива вершат лишь то, что возможно, и так, как это уместно ныне.

 

А на девять да на сорок дней творят тризны тако:

 

АЗ) На месте, особливо для сего действа подготовленном, складывают малую Краду. Поверх неё заранее расстилают рушник без обережной вышивки, на который ставят деревянную утицу с поминальными дарами (некоторые из них могут быть положены в отдельные деревянные сосуды), среди коих уместны:

а) кутья;

б) хлеб, пироги;

в) жертвенное пиво;

г) злато-серебро (мелкие монеты);

д) зерно, коим, как правило, обсыпают всю Краду; и т.д.

 

БОГОВ) Жрец, проводящий обряд, приглашает родных и близких почившего встать коло Крады. Затем — речёт обережные словеса на собравшихся, дабы Явь с Навью не смешивались, но по Уделам их разнились.

 

ВЕДАЮ) Запаляя Краду, жрец речёт словеса на огонь, како в «Уряднике Малом» [396] нашем писано.

 

ГЛАГОЛЮ) Когда огонь возожжён, жрец речёт прославление Роду:

 

Славлю Единого Рода Всебога,

Всесущего Вседержителя Неизреченного,

Яви и Нави Создателя,

Прави Вышней Держателя,

Плоти, крови и жизни всей Творца и Хранителя,

Что в Белобоге оберегает,

В Чернобоге в прах сокрушает,

Дабы вновь во срок свой из праха вознесть!

 

И далее:

 

Славлю Единого Рода Всебога,

Всесущего Вседержителя Неизреченного,

Собою из Себя Всемирье явившего,

Всё сущее в Яви и Нави породившего,

Правью Вышней Тремирье скрепившего,

Предка Предков наших,

От Коего верви Родов Земных ведём,

С Коим во Роду Небесном

По смерти воссоединение чаем,

Кто Духом Своим живит,

Кто Силой Своей крепит,

Зовом Памяти Родовой направляет —

Ему, Всебогу Всесущему, Всеединому,

Стезю Прави нам даровавшему —

Слава вовек!

 

Затем — просит у Велеса оберега от Навьих духов:

 

Велесе Боже,

Сам тьмы преможе!

Ставь коло ны

Высоки тыны,

Чтоб кощны рати

Не могли яти

Во людях живу,

А в Родах силу! Гой!

 

Затем — обращается к Володетелю Чертогов Навьих:

 

Ходай, Чернобоже, коло окруте,

Подай, Чрнобоже, Иновой сути,

Отведи, Грозне, Инову сречу,

Умертви, Строже, тягости с плечей,

А ста, Великий, в оберег ночи,

А даждь во мраце прозрящи очи! Гой!

 

И далее:

 

Смерть не страшна, страшно отчаянье;

Не кары прошу, но урока,

Не препятствия, но преодоления,

Не погибели, но Перехода! Гой!

 

Затем — обращается к Навьей Владычице:

 

Мара-Мати,

Ину стати,

Ину быти,

Сечи нити,

Хлади в ночи,

Гляди в очи,

Води Наве,

Мрети Маре!

Гой, Черна Мати! Гой-Ма!

 

И затем — вновь к Кощному Владыке:

 

Коще ходи —

Ино води,

Коще гляди —

Мары ради,

Коще Грозне —

В Яви розне,

Коще яти —

Нави стати! Гой!

 

И далее:

 

Родимся на смерть,

Умираем на жизнь —

Так было, так есть и так будет!

От века до века!

От К о ла до К о ла! Гой!

 

ДОБРО) Затем жрец речёт словеса на Краду:

 

Вспыхни пламенем,

Крады перекрест!

Хмари тёмные

Разгони окрест!

От сырой земли

К небу воздыми

Огненны крыла,

Огнебоже! Сва [397]!

Слава! Гой!

 

И далее:

 

Огонь-пламень,

Яр наш Батюшка,

Свет-Сварожич!

Боже Огнекудрый,

Пресветлый, Премудрый,

Прелепый, Преблагой,

Боже наш Честной!

Пламя разгори,

Краду всполыми,

Пламя вознеси

До Богов Родных,

До Предков Святых,

До Рода Небесна,

До Ирия Честна!

Гой еси Сва! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Уж Ты Сва еси, Ты Свято Крадо,

Чисто Лоно, Честны Врата!

Вы откройтеся, Вы отверзнитесь

Во Закрадень-Свет стези ладити,

Огнем рядити, Силой спрядити,

Чистым — во чисто,

Светлым — во светло!

Гой еси Сва! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Уж Ты Сва еси, Ты Свято Крадо,

Огня-пламеня светозаренье!

Дивьей Лодией вознесися Ты,

С земи в Ирий-Свет поднимися Ты,

Белым светом Ты, яко морюшком,

Буйным ветром Ты, яко пёрышком,

Возгори-восстань, вознеси-возгрянь!

Гой еси Сва! Слава! Гой!

 

Затем — обращается к Желе:

 

Мати Желя, Богиня скорби!

Сойди до ны днесе,

Слёз Своих не жалей,

Дождями пролей,

Поплачь-порыдай,

Покой телу дай! Гой-Ма!

 

ЕСТЬ) Затем жрец речёт словеса, обращаясь к Огню Сварожичу и/или к Земле-Матушке, смотря по тому, как было упокоено тело (сожигание в огне или упокоение тела/праха в земле):

 

Предано тело почившего [имярек] Огню Сварожичу.

Да вознесёт Он душу его споро во Свет Ирийский,

Во Род Небесный, ко Святым Предкам нашим! Гой!

 

Либо:

 

Предано тело/прах почившего [имярек] Земле-Матушке.

Да будет Мать Сыра Земля постелью вечной телу бренному,

Да упокоится тело/прах почившего [имярек] во Земле Сырой,

Яко дитя на руках матери спит! Гой-Ма!

 

Затем жрец просит Велеса быть проводником души почившего во Ино:

 

Велесе по-за мрое ходяше,

Навии по Кромье водяше,

Велии Луга охраняше,

Во Ино ны проводяше,

Будь проводником для [имярек почившего]!

Веди душу его по Калинову мосту

Да за реку ту Смородину,

Суди его Судом Праведным

И не предай безвинно Кощному Богу —

Во М а рину тьму кромешную,

А путь во Свет Ирийский укажи! Гой!

 

Либо:

 

Гой Ты, Велесе,

Судия Вещий, во Нави сущий!

Води душу почившего [имярек] на Луги Твоя —

Во Свет Ирийский,

Во Род Небесный,

Бо жива Собь ея,

Коя от Рода несмертна Суть! Гой!

 

Затем, обращаясь к стоящим коло сородичам почившего, жрец, воздев руки горе, речёт:

 

Зрите, сородичи:

Ветры буйные — внуци Стрибожии реют во небе!

Слава!

Ладья Дивия над Землёю летит,

Птицы Ирийски ей путь указуют!

Слава!

Зрят очи Предков Святых

Пламень Сердец наших!

Слава!

Зрит Род Небесный — Родные Боги и Предки наши —

Честных потомков Своих!

Слава! Слава! Слава! Гой!

 

И далее:

 

Коло — оберег!

Отыди, Мара!

Восславися, Жива! Гой-Ма!

 

И далее — прославление Рода:

 

Роду Всебогу Вседержителю Всесущему — слава!

Роду Небесному и Предкам Святым — слава!

Роду Земному и всем сородичам честным, по Прави живущим — слава!

 

И в заключение:

 

Дедам и Прадедам,

Щурам и Пращурам Рода,

Старшим во Роду нашем,

Во Свет Ирийский ушедшим —

Светлая память! Гой!

 

ЖИЗНЬ) А егда сородичи возжелают помянуть почившего сами, то Сердцем к оному обрятясь, рекут тако:

 

Светлой памяти

Внука Даждьбожьего [имярек почившего]!

С миром еси упокойся прахом,

С Родом Небесным сречайся Духом,

Бело убелися во Свете Ирийском,

В Круге Велесовом [398] от стара к нову

Стезёю Предков славных идя!

Во славу Рода! Гой!

 

Либо — рекут, поминая тако всех Предков своих:

 

Помяни, Велесе, на Лугах Своих

Всех Предков моих, честных Родичей,

От стара до млада, всякого поколения.

Проводи их, Велесе, во Свет Ирийский

Да сотвори им вечную память! Гой!

 

Поминать Предков хорошо на Вешних и Осенних Дедов, а тако же в другие Святодни, когда сие уместно (подробнее о сём — см., например, наше «Коло года»). В частных же радениях поминать их можно в любой день — по велению Сердца.

 

 

Слава Роду!

 

[2005]

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия