Студопедия — Слом веков и художественная революция в литературе первой половины XX века. Периодизация и основные тенденции.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слом веков и художественная революция в литературе первой половины XX века. Периодизация и основные тенденции.






20 век – с начала 10х годов – век потрясений, революционных преобразований, катастрофических потрясений. Пафос революционности или пафос слома/кризиса. Стремление двигаться вперёд, обновиться.

10-20е годы переживаются как время глубочайшего духовного кризиса, исчерпанность старого уклада жизни. Закончилось «новое время», большая историческая эпоха (её представители считали эту эпоху последней). Оказались разрушены многие ценности старого мира – гуманистические ценности: вера в то, что человек в центре мира, что мир служит человеку – теперь мир построен бесчеловечно; вера в разум, в науку – теперь мир абсурден, иррационален, вера в прогресс, поступательное развитие – теперь развития нет.

Классическая триада ценностей (мир, добро, красота) – распалась. Возможно искусство только по отдельности – экспрессионизм. Возможно искусство, лишённое триады ценности – авангард. Теперь текст фрагментарен, даже слово имеет слово распадаться. Литературный процесс лишён единства, целостности. Авангард – разрушение прошлого.

Ещё одно определение времени – «золотые двадцатые».

Наступает период межвременья. Эпоха – новое средневековье. Разум вновь под сомнением. Реабилитация мифа и мистики. Целый ряд реабилитаций и пересмотров. Реабилитируется барокко, древняя культура. Эксперименты с формами. Ключевое явление времени – модерн – новое видение мира.

Модерн – человек и мир совсем не такие, какими их привыкли видеть буржуа 19 века. Человек и мир – загадки и проблемы. Мир больше не предстаёт как нечто обжитое, домашнее. Мир живёт по своим законам. Мир абсурден. Нет никакой осмысленности в мире (смерть Бога).

Ключевая категория – абсурд. Абсурдность мира для модернистов – трагедия. Постмодернисты воспринимают абсурдность мира как повод для игры. Чтобы уловить иррациональное в реальности нужны новые методы – миф. Искусство модерна мифологично.

1-ая пол. 20 века изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая назыв. «авангардизм». Но самым ярким направлением становится Реализм. Наряду с трад. Классич. Формами реализма, в 20 в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Реализм 20 века отличается тем, что использует ранее несовместимые приемы. В литературе складываетс концепция человека. Диапазон концепции расширяется на протяжении всего столетия. Происходят открытия в области психологии – Фрейд, появляется экзистенциализм, учения марксистов. Появляется паралитература, то есть массовая литература. Она не является искусством, это популярная коммерческая литература, которая приносит моментальный доход. Массовое искусство является удобным средством манипулирования сознанием. Массовая культура должна находится под контролем.

Основные темы – тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, проблемы духовного и этического.

Особенности реализма 20 века – отказался от приоритетности принципа подражания. Р. стал использовать приемы опосредованного познания мира. В 19 в. использовали описательную форму, в 20 веке – аналитические исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск, фантастическое и условное моделирование. Р. 20 века стал активно использовать многие модернистические приемы – поток сознания, суггестивность, абсурд. Р. становится более философичным, философии входит в литературу как прием глубоко проникающий в структуру произведения, а значит развивается жанр притчи (Камю, Кафка)

Герои Р. тоже меняются. Человек изображается более сложным, непредсказуемым. Литература Р. ставит более сложные задачи – пронинуть в сферу иррационального, в сферу подсознания, исследуя сферу инстинктов. Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаимопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центре находится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

Наряду с новыми веяниями продолжает существовать тенденция классического Р. Р. – метод живой и развивающийся, открытие мастеров прошлого и постоянно обогащающийся новыми приемами и образами.

 

 







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 952. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия