Студопедия — Диапазон идеологических норм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диапазон идеологических норм






Стыд, совесть и долг - понятия, родственные нравственно­сти. Стыд и совесть запрещают; стыд - преимущественно био­логическое с позиций социальных, совесть - социальное с позиций идеальных. Л.Н. Толстой записал в дневнике: «Людям необходимо чувствовать себя правыми перед самим собой; без этого им нельзя жить» (277, т.50, стр.178-179). Совесть заявля­ет о своем существовании в сугубо личном ощущении соответствия или несоответствия того или иного поступка некой категорической истине - существующим у каждого человека представлениям о ней. Но эти личные представления являются более или менее сложной и оригинальной вариацией общей нормы данного времени в данной среде.

В стыде и совести - эмоциональные реакции; они регист­рируют поступление информации об отклонениях от нормаль­ного, ожидаемого, привычного хода удовлетворения потребно­стей - низшей под давлением и контролем вышестоящей. Чем больше давление и строже контроль, тем более стыдно и со­вестно человеку не только перед другими, но и перед самим собой. Стыд и совесть ограждают человека от забвения нрав­ственных норм.

Но нравственность не только запрещает; она и повелевает в качестве «чувства долга». Поскольку под «долгом» подразу­мевается обязательство перед людьми, «чувство» это возвра­щает совесть к социальным потребностям (вероятно, «для других»), но «долг» выступает иногда и обязательством перед истиной безличной, истиной как таковой. Тогда нравствен­ность реализуется в потребности утверждать господство исти­ны, добиваться ее признания и повиновения ей. Все это хо­рошо изложено в лекции В.О. Ключевского: «Вероучение сла­гается из верований двух порядков: одни - суть истины, ко­торые устанавливают миросозерцание верующего, разрешая ему высшие вопросы мироздания; другие - суть требования, которые направляют нравственные поступки верующего, ука­зывая ему задачи его бытия. Эти истины и эти требования выше познавательных средств логически мыслящего разума и выше естественных влечений человеческой воли [они - нормы -П.Е.\\; потому те и другие и почитаются свыше откровенны­ми. Мыслимые, т.е. доступные пониманию, формулы религи­озных истин суть догматы; мыслимые формулы религиозных требований суть заповеди <...>. Усвояя догматы и заповеди, верующий усвояет себе известные религиозные идеи и нрав­ственные побуждения, которые так же мало поддаются логи­ческому разбору, как и идеи художественные» (125, т.З, стр.370-371). Поэтому они функционируют в качестве потреб­ности, или «чувства долга».

Долг велит Антигоне предать погребению тело брата; Креонту - казнить ее; Гемону - защищать. Каждый из этих героев трагедии Софокла разъясняет другим содержание свое­го долга перед истиной, как он ее понимает. Тут обнаружива­ется двойственная природа долга и нравственности вообще: когда веления долга обосновываются, то видно, преобладали в нем потребность социальная или идеальная. В трагедии Со­фокла можно увидеть и их противонаправленность: для Кре-онта долг - потребность преимущественно социальная, для Антигоны и Гемона - идеальная, в которой идеализирована до абсолютной ценности биологическая привязанность у Ан­тигоны к брату, у Гемона - к любимой невесте.

А.Ф. Кони говорил: «В практической жизни общие поло­жения, принципы нравственности осуществляются в правовых нормах; эти нормы выражаются законом, который путем от­рицательным, путем определения, чего нельзя делать, указыва­ет границы, за пределами которых начинается область без­нравственности» (133, стр.187). Далее можно сказать; общие положения, принципы - идеальны; нормы, законы - соци­альны. Но социальные потребности всегда конкретизируются в деле либо «для себя», либо «для других». Поэтому и в кате­гориях нравственности более или менее ощутимо подразуме­ваются и идеально обосновываются либо те, либо другие.

Отсюда - многозначность всех нравственных понятий, не­доразумения и конфликты из нее вытекающие. При их выяс­нении люди обычно идут от частного, конкретного повода к все более общим принципам, то есть идеальным обоснованиям - к норме удовлетворения идеальных потребностей, которая представляется каждому обязательной для всех.

Подобно этому в других гибридных потребностях - этни­ческих - преобладают то побуждения биологической, род­ственной связи, то требования справедливости как таковой -независимо от кровной близости. В национально-освободи­тельных движениях, в народных войнах обычно выступает то одно, то другое - то компонент специфически национальный, то преимущественно социальный. Свою личную веру - убеж­денность в категорической достоверности того или иного обобщения - человеку свойственно стремиться обозначить, выразить сначала для себя; потом - ждать от других сочув­ствия, согласия, подтверждения; далее - добиваться признания и распространения. Здесь норма удовлетворения идеальных потребностей перерождается: ее обозначения, а значит и сама она, делаются средствами подчинения себе людей («для себя») или служения им («для других»). Так возникает общая норма удовлетворения идеальных потребностей. В ней представления об истине переходят в более или менее стройную систему догматов; догматика - в ритуал и символические обозначения. Поэтому норма удовлетворяет достаточно широкие слои чело­веческого общества с идеальными потребностями разной силы. Самую слабую удовлетворяет формальное выполнение ритуала и грубые символические обозначения; более сильную - логи­ческая система принципов; еще более сильную '- самые абст­рактные и многозначные представления об истине. Сила по­требности сказывается и на достаточности подкрепляющего норму авторитета - от низшего служителя культа до высшего авторитета какого-либо классического труда - Библии, Арис­тотеля...

«Почти на все мировоззренческие вопросы, - пишет А.П. Каж-дан, - византиец искал ответ в богословских книгах: здесь обнаруживал он и этический идеал, и учение о космосе, и сведения по антропологии - науке о человеке, и политико-экономические максимы, и прежде всего систему взглядов на Бога и бесконечность, на смерть и бессмертие. Христианство было «всеобщим языком» Византии, как и всей средневековой Европы, и на этом языке говорили и официальная церковь, поддерживавшая государство, и еретическая антицерковная и антигосударственная оппозиция» (ИЗ, стр.131).

Так создавались многочисленные нормы удовлетворения идеальных потребностей в различных толкованиях того же христианства. «Но вместе с тем, - как пишет тот же автор, -практическая деятельность византийцев предлагала искусное использование физических законов. Строительство храмов ос­новывалось на совершенном владении навыками механики и акустики» (113, стр.79). В развитии и совершенствовании практи­ческой деятельности, вопреки нормативности в толковании вопросов мировоззрения, можно видеть главенствование соци­альных потребностей. (Отсюда и обслуживание их конкретны­ми «деловыми» знаниями).

Но многообразны также и комбинированные нормы удов­летворения этнических потребностей. В них преобладают то жестокие границы национальной принадлежности и пренебре-гается социальная справедливость, то, наоборот - именно она охраняется, а национальные связи отступают на второй план.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия