Студопедия — Как красили ткани
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как красили ткани






Кандидат биологических наук

Н.Л.Резник

С тех пор как люди начали одеваться, им хочется выглядеть по-наряднее, а между тем в древности это было не так-то просто. Одежду шили только из натуральных тканей, ассортимент которых был невелик, а ее фасоны не менялись веками. К тому же, если шерсть и шелк окрашены собственными пигментами в белый, черный, серый, рыжий и даже золотистый цвета, то более дешевые и практичные льняные и хлопковые ткани выглядят довольно неприглядно. Как же сделать их яркими и нарядными? Ведь, несмотря на то, что красящих веществ в природе очень много, и нет ничего проще, чем посадить пятно на одежду, для окраски годится не всякий пигмент.

Во-первых, красителя должно быть столько, чтобы его хватило для большого куска ткани. Во-вторых, он должен быть устойчив к свету, стирке и трению. Кроме того, прочную окраску дают только те красители, которые растворяются в волокнах ткани (дисперсное крашение), либо содержат полярные группы, способные связываться с полярными группами волокна (прямое крашение). В некоторых случаях, когда прямое и дисперсное крашение были невозможны, ткань сначала обрабатывали неорганическими соединениями, так называемыми протравами. Эти вещества связываются с волокнами, а уже за них цепляются молекулы красителя (протравное крашение). В качестве протрав чаще всего брали алюминиевые и хромовые квасцы или глинозем. Интересно, что различные протравы позволяли окрасить ткань в разные цвета одним и тем же пигментом.

Как красили ткани

Чтобы получить средство для окрашивания ткани, иногда было достаточно отжать сок из растения, но чаще пигмент проходилось экстрагировать из природного сырья горячей водой, кислотным или щелочным раствором.

Экстракт разбавляли, добавляли в раствор вспомогательные вещества, которые делали цвет более ярким и позволяли быстрее окрасить ткань (кислоты, щелочи, растворы солей), при необходимости добавляли и протравы.

После того как кусок ткани погружали в красильную ванну, оставалось только ждать, когда волокна насытятся пигментом. Однако скорость диффузии красителя в волокнах в тысячи и сотни тысяч раз меньше, чем в растворе, и поэтому, чтобы ускорить процесс, смесь нагревали.

Технология крашения практически не менялась веками, и еще в семидесятых годах XIX столетия красильная мастерская выглядела так, как описал М.Горький красильню своего деда: "Мастер, стоя перед широкой низенькой печью со вмазанными в нее тремя котлами, помешивал в них длинной черной мешалкой и, вынимая ее, смотрел, как стекают с конца цветные капли. Жарко горел огонь, отражаясь на подоле кожаного передника, пестрого, как риза попа. Шипела в котлах окрашенная вода, едкий пар густым облаком тянулся к двери... Двор... был весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы";







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 420. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия