Студопедия — Сатира в художественных текстах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сатира в художественных текстах






Одной из самых проблематичных и спорных форм комического на данный момент является сатира. Сатира как литературный жанр и как форма комического не раз рассматривалась различными исследователями, такими как И.Арнольд, И. Гальперин, О. Лагута и другие.

Знаменитый английский писатель Джонатан Свифт писал: «Сатира – это своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного» [40, c.45].

Интерес представляет и мнение Ю. Стенника, который в своей книге «Русская сатира XVIII века», определяет сатиру как вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения и критики, разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, который раскрывает её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект [40, c. 86].

В отличие от прямого обличения, художественная сатира как правило двухсюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Собственно для понятия сатиры характерна негативная окрашенность обоих сюжетов - видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония - комбинация внешнего позитивного сюжета и внутреннего негативного.

Многие исследователи, например И. Виноградова или Ю. Скребнев определяют сатиру как насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие сатиры в этом качестве -переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» сатира, тем выше её способность к возрождению. Эстетической функцией сатиры является возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком.

В XX - ом столетии сатира использовалась авторами, такими как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы сделать серьёзные и даже пугающие предостережения, об опасности мировых социальных изменений, имевших место всюду по Европе и Соединенным Штатам [40, c.86]. В Британии сатира также начала расти в разгаре Второй мировой войны и годы холодной войны. «Скотный двор» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положило начало политической сатире.

Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

Исследователи отмечают, что сатирический образ сам по себе уже стоит на грани комизма. Сатира направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирического образа. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые, как представляется художнику, можно разрешить, вступив с ними в борьбу [43, c.178].

С одной стороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытию недостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста и негодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции, осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме для того, чтобы с особенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.

Видя в сатире наиболее острую форму обличения действительности, один из чрезвычайно существенных путей создания отрицательных образов важно помнить, что обличение и отрицание в литературе может осуществляться и не путем сатиры. Сатирический образ - отрицательный образ, но не всякий отрицательный образ - сатирический. Сатирический образ - это образ гротескный, в котором сдвинуты жизненные пропорции. В силу этого он и вызывает смех, хотя бы этот смех и переходил вслед за тем в негодование [38, c. 89].

Как показывает исследование, для сатиры характерны элементы условности, распространяющиеся и на самые обстоятельства, в которых находится сатирический образ, и, стало быть, на образы, его окружающие. Из этого следует, что многие произведения обличающего характера, но свободные от тех элементов условности, которые несет в себе гротескное построение сатирического образа, не следует рассматривать как сатирические.

Таким образом, в ходе нашего исследование мы придерживались первого взгляда на явление сатиры, а именно мы определили, что сатира – это вид комического в литературе, который может быть выражен различными способами и методами на письме, а именно стилистическими тропами и языковыми средствами.

Также необходимо заметить,что анализ теоретической литературы по теме исследования, а именно изучение понятия «комический эффект», его особенности и формы приводит нас к заключению, что комическое искусство способно выявлять комический потенциал не только общеупотребительных, эмоциональных слов, но и терминов, терминологических слов и сочетаний. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями.

Также исследование показало, что комическое имеет свои основные формы, такие как юмор, ирония, сатира, а так же может выражаться различными стилистическими приемами и средствами выразительности языка. Каждый автор создает свой индивидуальный комический эффект.При этом нельзя не отметить тот факт, что английский юмор обладает особой спецификой, и подтверждением этого в нашем исследовании выступают юмористические произведения Джерома Клапки Джерома.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1676. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия