Студопедия — ТЕМА 1. СЦЕНОГРАФИЯ В МИРЕ ИСКУССТВА.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 1. СЦЕНОГРАФИЯ В МИРЕ ИСКУССТВА.






Вопрос об истоках искусства сценографии, как и любого иного вида художественного творчества является первым из тех, на которые нам предстоит ответить. Без ответа на этот вопрос трудно представить закономерности всего последующего исторического развития сценографии. Лишь зная структуру и генетический:код «зерна», мы можем представить, какой породы «древо» этого искусства, и в какой направлении оно растет, можем мысленно охватить его целиком: от скрытой в глубине древней корневой системы до бесконечно разветвляющейся современной «кроны», дающей все новые и новые «побеги». Однако прежде чем искать истоки, и рассматривать их, мы должны четко определить, истоки чего нас интересуют. Ибо вопрос об истоках ставился, к примеру, и в книгах о декорационном искусстве (второй системе оформления спектакля): историки этого искусства искали в древних формах сценографии те черты, которые они могли бы истолковать как первоэлементы декорационного оформления. В данной работе нас будут интересовать истоки не только каждой из трех систем оформления спектаклей (игровой, декорационной, действенной), но прежде всего искусства сценографии в целом, как особого, специфического вида художественного творчества. Искусство сценографии, каким оно сформировалось в результате длительной исторической эволюции, каким мы его знаем и понимаем сегодня, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля. [1]

Искусство сценографии, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля, искусство сценографии пользуется самыми разнородными средствами выразительности, в которые может входить все, что создано природой и руками человека. К созданному руками человека относится как реальный предметный мир, так и мир искусства (маски, костюмы, вещи), декорационно-изобразительного (живопись, графика, скульптура), и специфически театрального (сценическое пространство, сценический свет, сценическая динамика и т.д.). При этом искусство сценографии может, как показал весь известный нам опыт его исторического существования, выполнять в спектакле три основные функции: игровую, обозначающую место действия и персонажную как по отдельности, так и в самых различных их сочетаниях. Игровая функция предполагает не посредственное участие сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещь) в преображении облика; актера и в его игре. Персонажная функция предполагает разнообразное включение сценографии) в сценическое действие - в том числе и г в качестве своего рода его материально-вещественного, пластического, изобразительного, всякого иного «персонажа», воплощающего в контексте спектакля тот или другой его идейно-художественный мотив, тему, обстоятельства, силы драматического конфликта, и т. д. и т. п. [2]

Костюм: во-первых, средство игрового преображения (ряжения) актера; во-вторых, бытовая одежда действующего лица, характеризующая его социальное, с материальное, общественное положение, его вкусы, привычки; в-третьих, некое сочиненное художником одеяние, заключающее в себе существенную семантическую и образную значимость, имеющее самостоятельный символический смысл, - одеяние, которое несут на себе исполнители как особого рода обобщенный пластический образ персонажа. [3]

Маска: во-первых, так же как и костюм, средство игрового преображения (маскировки, ряжения) актера; во-вторых (в форме элементов грима) - способ придания естественной бытовой характерности; в-третьих, отдельное, самостоятельное действующее лицо, воплошающее некие надличностные, нечеловеческие образы.

Пространство: во-первых, это место для игры, как естественное (на природе, на площади, в избе и т.д.), так и специально сооружаемое (сценические подмостки); во-вторых, место действия пьесы – обобщенное (например, мифопоэтические образы мироздания, вселенной, или пластическое воплощение целой исторической эпохи, стиля и т. д.) я или реальное, конкретное (комната, дом, дворец, город, деревня и т. д.); в-третьих, это действенное средство создания сценографического образа уже персонажного типа.

Это относится и к „сценографии. И она существовала задолго до театра и, следовательно, до ее собственного формирования как особого вида искусства. [4]

«Декорационное искусство» - это более точное понятие, по отношению к декоративно-прикладному искусству, т.к. характеризует производимый предмет по его художественному признаку и захватывающий область оформления архитектурного интерьера (декоративно-оформительское искусство). Д.-п.и. обслуживает бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет человека в его эстетических потребностях. Еще в первобытном искусстве известны орнаментальные украшения, которые связаны были с трудовой деятельностью и магическими обрядами. С появлением машинного производства, художники стали использовать возможность нанесения рисунка на ткань, а также в резьбе по дереву и т.п.

«Декорационное искусство» при развитии промышленного производства стало более удовлетворять массовый спрос, связанный с появление дизайна. Здесь отмечается оформление архитектурного интерьера – росписи, декоративная скульптура, рельефы, плафоны и т.п. К разновидностям этого направления относят и изобразительное искусство, которое выражается в виде мозаики, панно, гобеленов, ковров и т.п. Сюда относят и украшение самого человека – одежда (Костюм) и ювелирные изделия. [5][c.72-74]

«Сценическое искусство» - (от лат.–сцена театра, подмостки; от греч.–шатер, палатка) относится к области театрального творчества, т.е. области создания спектакля и необходимого профессионального мастерства. Любое театральное действо осуществляется с помощью всех средств театральной выразительности, которые непосредственно связаны с пространством и временем в искусстве. Сюда относят творчество режиссера, осветителя, костюмера, художника-декоратора, игра актера, музыка и др. [c.337] [6]

В эстетике - натурализма XIX в. декорация - это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. Это достаточно узкое понимание термина. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценография, изобразительность, устройство сцены, пространство игровое или сценического объекта и т. д.[7]

Литература:

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. –М., 1980.
  2. Алперс В. Театральные очерки. – М., 1977.
  3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух книгах. М.: «Эдиториал УРСС», 1997.
  4. Очерки по истории европейского театра. – Пг., 1923.

5. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.

  1. Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. – М., 1978.
  2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1962.
  3. Таиров А.Я. История театра России. – М., 1989.
  4. Такров А.Я. О театре. – М., 1983.
  5. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.

 







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 1314. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия