Студопедия — М. Вебер о генезисе капитализма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М. Вебер о генезисе капитализма






 

Заочная полемика М. Вебера с К. Марксом по вопросу о генезисе капитализма представляет собой одну из наиболее интересных страниц истории социологии.

С точки зрения Маркса, общество есть социально-экономическая система, а развитие общества - «естественноисторический процесс», который осуществляется по объективным законам. (Особое место в историческом развитии Маркс отводил только странам с так называемым «азиатским способом производства».) В его основе лежит противоречие способа производства – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Капитализм есть закономерный и неизбежный этап в развитии общества, формирование капитализма в Европе – просто начало этого всеобщего процесса.

Для Вебера капитализм – это социокультурная система. Он возник в одной зоне – Западной Европе в результате уникальной констелляции обстоятельств, главным и решающим из которых оказался протестантизм. В этике протестантизма целерациональное действие, исходящее из частного интереса, получило религиозно-этическую, т.е. высшую, сакральную санкцию и приобрело этический смысл.

Вебер исходит из того, что хозяйственная деятельность стимулируется множеством мотивов, а не просто частным интересом, она имеет социальные основы, прежде всего нормативные, т.е., чтобы быть легитимной, она должна быть нормативно санкционирована той системой ценностей и норм, которые приняты в данном обществе.

Деятельность «экономического человека», ориентированного на свой частный интерес, - это не капитализм. Такая деятельность существовала всегда, но нормативно она никогда не была санкционирована (тем более религией!). Вебер называет такую деятельность архаичным капитализмом, капитализмом ростовщиков, спекулянтов, авантюристов, который существует «в щелях аномии».

Современный западный капитализм – это обуздание, рациональное регламентирование жажды наживы, этический контроль этого иррационального стремления. Западная цивилизация с помощью протестантизма придала частному интересу – в традиционных восточных культурах нелегитимному (вторичному, подчиненному общественному интересу) - высоко этический характер.

Чем же отличается протестантская этика, в которой человек экономический и человек этический совпали?

1) Антиритуальный, антикультовый характер, отказ от всех магических средства спасения («разволшебствление мира»).

2) Мирская профессиональная деятельность как служение и спасение (для всех в миру, а не монашество). Beruf – профессия, долг, призвание и вытекающие отсюда представления о профессиональном долге, о зарабатывании денег как долге и добродетели.

3) Личное служение и личная ответственность перед Богом («всяк один на один с Богом») как основа индивидуализма.

4) Мирская аскеза. («Остерегаться благ мира сего!») Именно протестантская этика объясняет поведение, аналогов которого не наблюдается за пределами западного общества, - стремление к максимизации прибыли, но используемой не для радостей бытия, а для реинвестирования и развития производства.

Эти черты протестантской этики и стали, по Веберу, основой западной капиталистической этики предпринимательства как этики личного достижительства и персональной ответственности. Тем самым деятельность «экономического человека» была поставлена под культурный – ценностно-нормативный контроль со стороны общества.

Таким образом, Вебер в проблематику генезиса капитализма вовлек социокультурный аспект, который стал доминирующим в современной - культуроцентричной – социологии.

 







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 3004. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия