Студопедия — СОЗДАНИЕ ТЕКСТА РЕЧИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЗДАНИЕ ТЕКСТА РЕЧИ






Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной под­готовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требова­ние. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке отно­сится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи.

1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

2. ДИСПОЗИЦИЯ, или "расположение". Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой час­ти осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заклю­чения, окончательная редакция текста.

4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наи­зусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста
и другие проявления индивидуального ораторского стиля. "Стиль являет­ся физиономией духа, вернее телесной оболочкой", замечает Шопенгауэр.

5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ.

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕЧИ

Для эффективного выступления с речью деловому человеку недос­таточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собствен­но, хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточ­ного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.

Поль Л. Сопер в книге "Основы искусства речи. Книга о науке убеждать" дает следующие советы начинающим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и
интересам

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь об­щественные интересы и широкий кругозор.

"Нет такой специальной или из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить материал по этой те­ме", — пишет Гамильтон и дает совет: "Читайте Сенеку, он по боль­шинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли".

2. Подбирайте уместную тему

Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует ино­гда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

а) основных интересов аудитории;

б) групповых интересов;

в) злободневных интересов;

г) конкретных интересов;

д) новизны темы;

е) заложенных в теме полярных мнений.

§ 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ

Цель информационной речи — обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествова­ние, описание, объяснение. Повествование - связный рассказ; описа­ние - расчленяет предмет, показывает частности и придает им нагляд­ный вид, как на картине; объяснение - показывает, каков предмет в дей­ствии или каково его устройство. Во всех информационных речах пре­обладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например:

Повествование: Рост и упадок корпорации. Компьютеризация труда менеджера. Микроэлектроника и ее перспективы.

Описание: Дом русского крестьянина. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. Жизнь в стратосфере.

Объяснение: Что вдохновляет политика. Смысл христианства. Деловые игры как методика обучения.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

 


а. В ней не должно быть ничего спорного;

б. Она должна пробуждать любознательность слушателя;

в. Она должна удовлетворять запросы слушателя;

г. Сообщение должно быть сделано на актуальную тему.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 895. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия