Студопедия — Традиции шариата и современное право Узбекистана
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Традиции шариата и современное право Узбекистана






Законодательство должно отражать укоренившиеся в повседневной жизнедеятельности населения народные традиции, обычаи, нравственные нормы, унаследованные из вековой истории межличностного и межнационального общения и вероисповедания, которые не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей. Нельзя повернуть вспять Реку Времени, нельзя вернуть гражданское, светское общество в эпоху господства норм шариата. Шариат – явление безусловно конкретно-историческое. Вряд ли его нужно в современном обществе возводить в абсолют, трактовать буквально. Это будет противоречить самой прагматической философии шариата, где дух возвышается над буквой, новое не отвергается, а согласовывается с известным. Было бы разумно учитывать примирительный опыт регулирования определенных сфер частного права шариатом при строительстве правового общества в Узбекистане.

Такие подходы уже складываются. Взять, к примеру, приоритет семьи и социальной поддержки (в духе садака – добровольного дара нуждающимся). Еще со времен халифов Аббасидов (первым поступил так ал-Мансур) кадий –- судья – был выведен из-под воздействия местных властей. Ныне эта традиция, направленная на независимость судей, в современной форме воплощена в п. 11 ст. 93 Конституции Республики Узбекистан.

Творческое применение комментаторских традиций фикха представляет интерес для поисков путей судебной реформы. И здесь возрастает роль толкования Конституционным и Верховным судами законов, характерных для правовой культуры исламского мира.

В Гражданском кодексе Османской империи «Маджаллат ал-ахкам ал'адлийа», подготовленном в 1869–1877 гг., были закреплены 99 принципов мусульманского права и обращает на себя внимание богатый инструментарий цивилистической культуры. В нем четко определены многие нормы мусульманского гражданского и торгового права: институты купли-продажи, найма, движимого и недвижимого имущества, работника, поручительства, залога, коммерческих и соседских общин и др. Здесь особенно интересна правовая этика торговых и трудовых сделок, коммерческих отношений, т.е. как раз то, на отсутствие чего нередко жалуются современные предприниматели.


Особенностью современного узбекского общества является восприятие религии ислама как части культуры народа, как носителя общечеловеческих ценностей, хранителя национальных духовных традиций. Религиозные принципы и нормы служат своеобразным критерием духовно-нравственного состояния общества. Отсюда большое влияние религии и ее норм и принципов на жизнь общества. Ими в значительной степени определяются менталитет узбекского народа, те ценности, которые им разделяются.

Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Конечно, община – универсальная форма, которую проходят все народы мира, но в Узбекистане коллективистские начала, коллективные интересы всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Слабость личностного начала – специфическая черта узбекского юридического быта. Это следует учитывать при попытках внедрить в узбекскую жизнь и ускорить развитие частного предпринимательства с глобальным охватом частной собственностью различных сфер жизни.

Правовая реформа должна базироваться на традиционных для Узбекистана религиозно-нравственных принципах и нормах, и только тогда законы обретут свою жизненность и будут восприняты обществом. Поэтому в принимаемых законах обязательно должны быть учтены и отражены укоренившиеся в повседневной жизнедеятельности населения народные традиции, обычаи, нравственные нормы, которые унаследованы из вековой истории межличностного и межнационального общения и вероисповедания и не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей.

Разумеется, традиции шариата должны изучаться прежде всего в рамках юридического образования и правовой науки, а затем законодательной политики и обязательно с позиций правового прогресса, человечности и цивилизованности.


Конституция Узбекистана 1992 года – это документ, во-первых, вобравший в себя общечеловеческие правовые ценности... Во-вторых, она разработана с использованием конституционного опыта развитых цивилизованных государств. В-третьих, каждой своей статьей и общим смыслом она отражает сформировавшиеся еще со времен Ходжи Ахмада Яссави, Амира Темура и Темуридов национальное мышление, непреходящие ценности ислама.

Ш.З. Уразаев,

академик Академии наук Республики Узбекистан







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия