Студопедия — РЕСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕСТИТУЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ






Отчуждение церковной собственности — полное или частичное — явля­ется неприемлемой чертой отношений между церковью и государством. Вре­менами такое встречалось в самых разных странах, в том числе и наиболее

70 Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972. С. 92.

71 Крженек Ф. О марксистском понимании процесса секуляризации // Вопр. науч. атеизма. Вып. 26.
М., 1980. С. 273.

72 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс.
1995. № И. С. 81-91.

73 Костюк К. Православная Церковь и социально-экономическое развитие России (http://
civitasdei.boom.ru
).

просвещенных. Так, в середине XVI в. широкомасштабная секуляризация церковных земель происходила в Англии, где было ликвидировано 650 мо­настырей, и тысячи монахов пополнили армию бродяг. В XVII—XVIII вв. в России была практически завершена крупнейшая секуляризация церковной собственности, начатая реформами Петра I. В 1650—1725 гг. действовал Мо­настырский приказ — центральное государственное учреждение, ведавшее административно-финансовыми и судебными вопросами церковного управ­ления. До секуляризации 1 764 монастыря владели до 900 тыс. душ кресть­ян. При Екатерине II было упразднено 500 монастырей, казне перешло бо­лее 1 млн крестьян, которые переведены с барщины на оброк. В XIX в. в России было 440 мужских и 250 женских монастырей, 110 тыс. священни­ков и 58 тыс. монахов74.

В последнее время пресса активно обсуждает возвращение Русской Пра­вославной Церкви ее земельных угодий и недвижимости, отнятых в 1917— 1918 гг. большевистским правительством. Принадлежавшая Церкви до ре­волюции 1917 г. собственность передается ей не в порядке реституции, а лишь на правах аренды. И передано ее меньше, чем в любой из бывших со­циалистических стран.

РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio — восстановление) — 1) в праве — возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенно­го воюющим государством с территории противника; 2) в культу­ре — возвращение перемещенных (трофейных) художественных ценностей.

Дело в том, что, согласно принятому в 2001 г. Земельному кодексу, необ­ходимо было до начала 2004 г. либо выкупить либо взять в аренду землю, преж­де находившуюся в постоянном бессрочном пользовании (в том числе участ­ки, занимаемые храмами). Однако ни выкуп, ни аренда находящихся под храмами земель церкви не под силу. К тому же права, которые дает безвозмезд­ное пользование имуществом, значительно меньше прав собственника. Во-первых, все сделки в отношении этого имущества должны быть согласованы с государством как с собственником. Во-вторых, религиозное объединение обязано использовать имущество в соответствии с указаниями собственника, т.е. государства. В-третьих, безвозмездное пользование (даже бессрочное) позволяет государству в любой момент изъять это имущество75.

В 2001 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил вернуть РПЦ часть тех земель, которыми она владела до революции (по некоторым данным, это 3 млн га). Он пояснил, что не ставит «вопрос о возвращении всех монастырских земель», «но земли, которые монастырь может обрабатывать и которые необходимы для его жизнедеятельности, надо возвращать».

Говоря о реституции церковной собственности как возможном способе решения материальных проблем РПЦ, митрополит Кирилл в 2001 г. заявил, что Московский патриархат не настаивает на полной реституции земель и зданий, принадлежавших церкви до 1917, хотя подобная мера и предусмот­рена обязательствами России перед Советом Европы. За последние 80 лет

Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76. Ордынский А. Придется ли храмам арендовать свою землю? // Нескучный сад. Православный жур­нал о делах милосердия. 2002. № 4.

на бывших монастырских землях построены поселки, заводы, частные дома, и мы понимаем, что нереально все вернуть обратно. Руководство РПЦ от­дает себе отчет в том, что изъятие всей бывшей церковной собственности из сложившегося экономического, хозяйственного оборота приведет к опре­деленным социальным потрясениям. РПЦ готова отказаться от требования немедленного возврата той части церковных зданий, в которых находятся больницы или детские сады.

Бывший Смольный монастырь — пример того, что проблемы реституции церковной собственности чрезвычайно сложны

Вместе с тем, подчеркнул митрополит Кирилл, уже находящиеся в поль­зовании РПЦ церковные здания должны быть переданы ей в полную соб­ственность. По мнению официальных властей, вопрос о религиозной и со­циальной реституции должен быть снят с повестки дня. Никакого возвра­щения к дореволюционному положению в сфере собственности не может быть: масштаб социальных и экономических изменений, произошедших в России после 1917 г., слишком глубок; невозможно вычеркнуть XX в. из ис­тории страны и начать все с чистого листа.

В странах Балтии и Восточной Европы ситуация иная: советская власть ус­тановлена здесь только в 1940-е гг., сохранились живые собственники конфис­кованных поместий и культурных ценностей. В 1990-е гг. здесь происходило активное возвращение отобранной собственности. В Чехии, Венгрии, Польше бывшим владельцам передавали некогда принадлежавшие им городские здания, замки, поместья, фабрики, картины и др. В 1990-1991 гг. Литва приняла про­грамму и законы по восстановлению прав собственности на землю тех граждан (семей), кто потерял их в 1940-1945 гг.: сельскохозяйственная земля, городские площади и недвижимость, которые были национализированы в тот период,

В

стали возвращаться бывшим владельцам (и их наследникам) в максимально воз­можном размере, с учетом изменившихся обстоятельств.

За минувшие 15 лет было издано два правовых акта, призванных решить вопрос о церковной собственности. Распоряжение президента Б.Ельцина от 23 апреля 1993 г. предписывало исполнительным органам «осуществить по­этапную передачу в собственность или пользование религиозным органи­зациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий...»; а 14 марта 1995 г. вышло Постановление Правительства РФ «О порядке пе­редачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собствен­ности имущества религиозного назначения». Однако подавляющая часть церковной недвижимости передавалась именно в пользование. Сегодня за редким исключением в России нет храмов, которые были бы возвращены в собственность Церкви.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия