Студопедия — Ротация культурных инноваций
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ротация культурных инноваций






Япония по меньшей мере дважды пережила пе­риоды интенсивного заимствования культурных инноваций: первый раз на протяжении VI-VIII вв. под влиянием Китая и Кореи, второй раз в конце XIX — начале XX в. под влиянием западных ци­вилизаций. В обоих случаях массированный по­ток инноваций вливался прежде всего в элитар­ную субкультуру, постепенно проникая в быт гос­подствующих классов. Последние частично старались насадить инновации в массах админи­стративным путем. Так было в VII-VIII вв. с внедре­нием буддизма, так было и в XIX в. с введением европейской форменной одежды и прически. Однако темпы распространения и религии, и одежды, и многих других элементов культуры мало зависели от административных мер. Зато четко проявлялась иная закономерность. Как только в элитарной субкультуре упомянутые эле­менты становились всеобщим нормативом, они довольно быстро начинали распространяться вниз по социальной шкале, приобретая дополни­тельное значение, коннотацию престижности. Когда заимствованный элемент уже настолько вра­стал в быт всего народа, что переставал восприни­маться как престижный, начинался обратный про­цесс. Верхушечные слои, нуждаясь в определенных престижных символах, искали и находили их в тех компонентах традиционной культуры, которые вы­глядели как полузабытая архаика или во всяком случае не относились к числу повседневно употреб­ляемых. Но получив «права гражданства» в элитар­ной субкультуре, эти компоненты как бы вновь при­обретали давно утраченное ими или даже никогда в них не присутствовавшее престижное значение и в преобразованном виде снова обретали ценность в глазах тех социальных групп, которые ранее го­товы были без сожаления их утратить. Так, в частности, произошло в Японии с синтоист­ской религией, которая к XVIII в. была близка к полному растворению и исчезновению в буддиз­ме. В конце XVII — начале XIX в. возродился ин­терес к ней в среде реформистски настроенной аристократии. Затем в эпоху «революции Мэйд-


зи» синтоизм не только стал государственной религией, но и вновь прочно вошел на довольно долгое время (в ритуальной сфере даже по сей день) в культуру широких масс. «Тэта», бытовые деревянные сандалии, уже на заре японской государственности были восприня­ты знатью и стали носить знаковый характер. В средние века они, став очень высокими, исполь­зовались знатью для торжественных выходов, чтобы придать фигуре более высокий рост и тор­жественную осанку. Наконец, в позднем средне­вековье вместе с рядом других атрибутов фео­дального быта они проникают в преобразованном

виде в быт сперва горожан, а затем и крестьян и становятся повседневным общеяпонским видом обуви. Со столь же давних времен в японской крестьянской культуре имелись плетеные цинов­ки — подстилки, использующиеся для сидения и спанья на земляном или деревянном полу. В эпо­ху средневековья в быту класса феодалов и они претерпели изменения: циновками «татами», бо­лее плотными и добротными, обшитыми по кра­ям плотной узорчатой тканью, стали покрывать весь пол жилища феодала или рыцаря. Постепен­но князьям и самураям в этом стало подражать и городское состоятельное простонародье, а затем и крестьянство. Обычай полностью покрывать пол жилища матами стал общепринятым в крес­тьянском быту очень поздно — только в XIX в. Таким же путем сверху вниз распространились в средние века и заимствованные извне элементы культуры, например соевые продукты китайско­го происхождения, а в XIX-XX вв. — европейские элементы: одежда, обувь, мебель и т.д. Источник: Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 188-190







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия