Студопедия — Представления о пространстве и времени в Древнем Египте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Представления о пространстве и времени в Древнем Египте






Анализ культуры Древнего Египта будет наиболее полным, если дать характеристику представлениям древних египтян о пространстве и времени. Прежде всего, пространство и время эмоционально переживались как неоднородные, а пространство – еще и как анизотропное. Это означает, что различные области пространства и времени, а также различные пространственные направления обладали разной ценностной значимостью. События сакральной истории в восприятии людей превращались в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр цветов и оттенков. Каждый крупный храм являлся первобытным холмом, то есть особым «сгустком бытия», начальной точкой мирового развития, и тем самым резко выделялся из окружающего пространства, нарушая его однородность. Не менее специфическими пространственными областями, обладающими особой, сложной и таинственной топологией, были пирамиды и другие погребальные сооружения. Наконец, изотропность пространства исчезала сразу же, как только человек вспоминал о том, что день и ночь связывали восток и запад с понятиями жизни и смерти. Большое значение имело и направление «север – юг», задаваемое течением Нила.

Время по своей структуре являлось также неоднородным. Дни разделялись на счастливые, несчастливые и опасные. Связано это было с событиями божественной драмы, происходившей в доисторическую эпоху. Так, три дня в конце третьего месяца половодья, когда закончилась борьба Гора и Сета и Гор получил во владение Египет, считались счастливыми. Тринадцатый день месяца «перет» – «день гнева» богини Сехмет, насылающей болезни, признавался опасным днем, а день рождения Сета – одним из самых несчастных. Фараон в этот день не занимался никакими делами. Характер дня влёк за собой определённые табу в деятельности не только фараона, но и простых египтян. В некоторые дни запрещалось зажигать в доме огонь, произносить имя Сета. Также считалось, что в определённые дни в мир людей выходят добрые боги, а в иные дни – злые боги. Эти боги могут вселяться в животных, что часто служило причиной совершения каких-либо обрядов в честь животных или в избавление от них. Например, были дни, когда особенно почитался бык, но было и такое время, когда предписывалось избегать с ним встреч, дабы тот не забодал человека.

Важную роль в мировосприятии египтян играло осознание стабильности природного ритма. Неизменное чередование дня и ночи, неизменное появление Ра на утреннем горизонте после очередной победы над змеем Апопом, а также не менее неизменные разливы Нила, совпадающие в области Мемфиса с появлением Сириуса (звезды Сотис) на утреннем небе, являются, по мнению ряда исследователей, существенными предпосылками к доминированию циклической модели времени в Древнем Египте.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адес Г. Египет. История страны / Г. Адес. – М.: Эсммо; Спб.: Мидгард, 2008.

2. Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц / Е.С. Богословский. – М.: Наука, 1979.

3. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Ян Ассман. М.: Присцельс, 1999.

4. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

5. Драчук В. Дорогами тысячелетий / В. Драчук. – Смоленск: «Русич», 2001.

6. Египетская мифология: Энциклопедия. – М.: Издательство Эксмо, 2007.

7. Замаровский Войтех. Путешествие к семи чудесам света / Войтех Замаровский. – М.: Детская литература, 1980.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987.

9. Рак И.В. В царстве пламенного Ра: Мифы, легенды, сказки Древнего Египта / И.В. Рак. – Л.: Детская литература Ленинградского отделения, 1991.

10. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта / И.В. Рак. – СПб: Летний сад, 2001.

11. Рак И.В. Мифы Древнего Египта / И.В. Рак. – Спб.: Петро-РИФ, 1993.

12. Перепёлкин Ю.Я. Переворот Амен-Хотпа IV / Ю.Я. Перепёлкин – М.: Наука, 1984.

13. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Издательство «Художественная литература», 1973. – 735 с.

14. Швечиков А.Н. Мир сакрального в культуре Древнего Египта / А.Н. Швечиков // Вопросы культурологии. – 2009. – № 6.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. В чём вы видите особенность генезиса культуры Древнего Египта?

2. Почему Древний Египет считается очагом не только культуры, но и цивилизации?

3. Какие черты религии Древнего Египта вы выделите как наиболее значимые?

4. В чём вы видите специфику религиозно-антропологических представлений в Древнем Египте?

5. Почему египтяне считали, что умершего фараона необходимо мумифицировать?

6. Какая из компонент природы человека указывает на сопричастность его всему мирозданию?

7. В чём проявляется различие учений о сотворении мира в Гелиопольской и Гермопольской школах?

8. В чём состоит смысл религиозной реформы Аменхотепа IV?

9. Почему религиозная реформа Аменхотепа IV не получила своего развития после смерти самого Аменхотепа IV?

10. Почему в Древнем Египте одним из наиболее тяжких преступлений считалось разграбление гробниц?

11. Были ли в Древнем Египте ясные представления о личности?

12. В каких древних религиозных книгах упоминается Египет?

13. Почему культура Египта считается великой культурой?

14. Почему для египтянина было важным умереть на Родине?

15. Почему, согласно легенде, персидские воины несли впереди себя кошек, когда штурмовали египетскую крепость?

16. В чём вы видите значимость власти номарха?

17. Какой язык, из ныне используемых, сохраняет в себе много элементов древнеегипетского языка?

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия