Студопедия — Общее представление о восприятии. Основные свойства перцептивного образа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общее представление о восприятии. Основные свойства перцептивного образа.






 

По Шифману «систематизация, интерпретация и осмысления сенсворной информации, это результат упорядочения ощущений и превращения их в знания о предметах.»

По Уточкину:

Восприятие – активный процесс построения осознанного образа целостных предметов и событий окр мира, основанный на воздействии физической энергии на орг чувств.

Ощ. и воспр. – познавательные процессы. Их продукт – образ. Образ ощущения – сенсорный, образ воспр – перцептивный.


Олпорт выделяет 6 классов (свойств) перцептивных феноменов:
1) Сенсорное качество и его количественная представленность в образе восприятия. (самое непосредственное из всех, ибо характеризует живую чувственную ткань образа) В тетради это модальность (люди с нарушенным зрением формируют предметные образы)


2) Фигура и фон как обязательные атрибуты перцептивного образа образуют структуру нашего восприятия. Ваза Рубина – двойственное изображение.


3) Константность восприятия — одно из свойств образов восприятия, явно отличающих их от сенсорных образов. Оно проявляется в относительной неизменности воспринимаемых признаков предметов при изменяющихся условиях восприятия.


4)Феномен системы отсчета — мы, не задумываясь, называем что-то «тяжелым» или «громким» не с потолка, а в сравнении с какими-то внутренними эталонами. Все относительно, все субъективно, восприятие — не исключение!


5) Предметный характер восприятия — фундаментальное свойство перцептивного образа, наиболее универсальное и всеобъемлющее, ибо объединяет все предыдущие. Суть в том, что мы не воспринимает сотню свойств какого-то объекта разрозненно и отдельно, мы видим «яблоко» как предмет, со своим смыслом, а значит, реально существующим. Это все из-за того, что специфика нашего восприятия такова, что мы воспринимаем по многим модальностям ощущения ОДНОВРЕМЕННО, оттого они и суммируются в предметы.


Предметный характер - это стремление к опознанию фигуры как известный или неизвестный предмет и это опознание сопровождается 1) реальностью 2) объективированность (вынесенность это объекта за пределы нашего тела и сознания). Полимодальность — это объединение образов разных модальностей в один образ.


ПРИМЕР! Куб Неккера (двузначный), ну тот, что...погуглите...всего его в школе рисовали на геометрии:3 ИЛИ ЖЕ невозможные изображения. Это всякие лестницы, в середине из восходящих ступенек внезапно переходят в нисходящие...

6) Избирательных характер восприятия (Установка) — Наше восприятие построено не только на информации от органов чувств, восприятие пристрастно. Это активный процесс, связанный с узнаванием сцен. Установки могут трансформировать наше восприятие. (Установка зависит от двух важных свойств: индивидуальные различия (не буду объяснять) + доминирующая перцептивная установка (готовность субъекта что-то воспринимать)).

 

 

Виды образных явлений.

 

1) Последовательные образы (послеобразы) – специфическое ощущение, возникающее сразу после прекращения действия раздражителя. Например, если смотреть на ярко освещенный предмет, а затем закрыть глаза, то перед ними предстанет позитивный последовательный образ, который будет повторять исходный объект. Бывает отрицательный – желтая губка, синий послеобраз, дополнительные цвета)

2) Фосфены – представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров. Если проще, то фосфены это «когда искры из глаз летят»)). Например, с закрытыми глазами надавите на боковую область глаза пальцем и увидите некий образ, это и будет фосфен.

3) Синестезия – стойкие межмодальные ассоциации в ответ на сенсорное воздействие определенной модальности. Например, человек при синестезии слыша музыку, видит различные цвета в зрительном поле. От перцептивных образов синестезия отличается тем, что образы синестезии не вынесены во вне, не сопровождаются чувством предметной реальности.

4) Схема (образ тела) – представление о пространственных характеристиках собственного тела и его ближайшем окружении в любой момент времени посредством кинестетических и температурно-тактильных переживаний. От образа восприятия образ тела отличается меньшей осознанностью, отсутствием объективированности, то есть переживания реальности, вынесенной во вне. Аутоскопический феномен – яркий зрительный образ собственного тела, видимый как бы со стороны. Частный случай феномена – фантомная конечность.

5) Мысленные образы – те образы, которые используют в процессе мышления:

а) Образ памяти – возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия.

б) Образ воображения – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы. Для образа воображения характерны целостность и обобщенность чувственного представления предмета, события или явления, его субъективная осмысленность или даже эмоциональная окрашенность.

7) 2 исключения из Памяти: Эйдетические образы – как правило проецированный вовне зрительный образ-представление, образ памяти, обладающий ясностью, красочностью и высокой детальностью, сопровождающийся чувством реальности, очень похожим на обычное восприятие. Фотографические воспоминания – короткие и особенно эмоционально значимые эпизоды прошлого, представленные в виде образов слуховых, визуальных, как теракт 11 сентября.

8) Сновидения (феномен – содержание сновидений включает в себя внешние события и происходит в обратном временном направлении)

9) Гипногогические и гипнопомпические галлюцинации. Гипногогическая галлюцинация – ясное, детальное и отчетливое проецируемое вовне представление, появляющееся в момент засыпания. Гипнопомпические это то же самое, только при пробуждении.

10) Галлюцинации и псевдогаллюцинации. Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета или его признаков, субъективно признаваемое за реальное восприятие. Псевдогаллюцинации это когда человек осознает, что видит галлюцинацию.

11) Иллюзии - искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию при сохранении нормальных органов чувств.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1624. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия