Студопедия — Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей






 

· Понятие общности

· Со-бытийная общность: природа, функции, строение

В чем отличие общности от социальной организованности? Каковы содержательно-психологические характеристики событий­ной общности?

Понятие общности

 

Особым типом человеческих объединений, по сути, проти­воположным социальной организованности, является неструкту­рированная, бытийная общность.

Знаменитый философ М.Хайдеггер писал, что человек есть не только бытие — в мире (in—der—Welt—Sein), но что он, глав­ным образом, есть бытие—с—другими (Мit—Аndre—Sein). Та же самая идея выражена самой этимологией слова “общество”. По своему происхождению societas — значит “товарищество” (от ла­тинского хоста — “товарищ, друг, приятель”). Общительность, общность являются сущностным атрибутом человека.

Общество существует не потому, что каждый из нас сущест­вует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас. Человек по самой своей природе есть бытие для других. Человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя, стремление быть собой с другими.

Проблема общности поэтому не только социальная или ис­торическая; она при более глубоком рассмотрении является экзи­стенциальной, личностно-смысловой проблемой. Так, родовая общ­ность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет; а его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути.

К сожалению, бытийные общности в социальной психоло­гии изучены слабо: здесь не существует серьезной традиции ис­следования и мало конкретно-научных данных, хотя понятия “со-бытийная общность”, “со-бытие” являются ключевыми в те­ме “Психология межличностных отношений”.

Понятие “общность” используется в самых различных контекстах; оно многозначно. Самое широкое значение этого понятия включает совокупность индивидов: как организован­ную, так и неорганизованную, малую и большую группы. Другое понимание общности включает в себя наименование различных объединений людей в постоянные или временные формы совместной деятельности. Мы придерживаемся еще более узкого понимания общности. Для нас общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нрав­ственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т.п. Общность здесь есть прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу.

Исходный критерий различения организации и общности состоит в мотивах и условиях объединения людей. Организация представляет собой целевое объединение людей по заранее опре­деленной структуре. Иначе говоря, в организацию (группу) люди входят, объединяющая их совместная деятельность заранее зада­на, статусы и функции предписаны.

В общности люди встречаются, общность создается совме­стными усилиями самих индивидов. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Эта общность не статусная, а позиционная.

Общность характеризуется специфическими чертами. Для нее характерно принятие людьми друг друга. Общности чужды конкуренция и соперничество. На общность не распространяют­ся закономерности общения и взаимоотношений, установленных для социальных организованностей.

Исходной нормой общности как общности ценностно-смы­словой является устойчивая духовная связь между ее участника­ми. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полного понимания одной индивидуально­стью другой индивидуальности. Эта возможность реализуется только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания. Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствия и “непрозрачность” дру­гого, выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности и преданно­сти, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы.

Значимость диадической общности как полного взаимопри­ятия и взаимопонимания велика. Она представляет собой про­странство для взаимовыражения, взаимопроникновения в мир другого и самого себя. Особенно ценна роль такой общности в юношеском возрасте. “Юность” Л.Н.Толстого как раз показывает нам пример подобного диадического общения. Есть основания полагать, что неструктурированные общности являются простран­ством развития — душевного и духовного — на основных этапах онтогенеза человека. Мы называем такую общность как “со-бытие” или “со-бытийная общность”.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия