Студопедия — Сироткин В.М. Общественный быт // Украинцы. М., 2000. С. 341-367.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сироткин В.М. Общественный быт // Украинцы. М., 2000. С. 341-367.






«Основным социальным организмом, регулировавшим всю жизнедеятельность украинского крестьянства, на протяжении многих веков оставалась крестьянская община (громада).

… крестьянская община… оставалась самоуправляющейся организацией, т.е. имела свои органы власти, которые представляли ее перед администрацией, в высших судебных инстанциях, в сделках с частными лицами. Главными из них всегда были сборы членов громады…

Участвовать в крестьянском сходе могли, как правило, только главы дворов-хозяйств, старики. Женщины и несемейная молодежь были его лишены, разве что они присутствовали в качестве свидетелей по какому-либо делу. В компетенции сельского схода были едва ли не все вопросы общественной, хозяйственной, семейно-бытовой и духовной жизни крестьян. На сельском сходе избирались представители сельской власти – сельская старшина… В XIX в. сельскую власть… представляли чаще всего староста (атаман), сотский, десятник и сельский писарь…

…некоторые судебные дела по мелким вопросам могли рассматриваться на сельском сходе... в ведении общины находился вопрос о приеме новых членов, наделении их земельными угодьями. Обычной практикой было материальное обеспечение служителей сельских церквей.

…община … следила за «исправностью» крестьянских хозяйств, трудовым прилежанием, как главы двора, так и других его членов. Обедневшим односельчанам из общинных владений выделялись различные сельскохозяйственные угодья. …община организовывала коллективную помощь односельчанам, потерявшим кормильцев ил же пострадавшим от стихийных бедствий. В таких случаях устраивались благотворительные толоки, общинные запашки, общественные запасы продуктов.

…Существовали разнообразные и суровые формы общественного осуждения нарушителей общепринятых норм поведения, соответствовавших сложившейся морали и обычаям предков. Члену общины, по представлениям крестьян, следовало быть семейным, трудолюбивым, иметь честно заработанное имущество и хозяйство, уважать общинные обычаи. Этическим представлениям крестьян не безразлично было и понятие о доброй репутации общины…

Среди разнообразных форм трудовой взаимопомощи исключительную роль играли … толока и супряга, в основе которых лежал коллективный труд односельчан…

Толока являлась специфической формой трудовой кооперации крестьян во время неотложных хозяйственных работ. В ее основе лежал принцип бесплатной коллективной работы в форме добровольной взаимопомощи… созыв толоки был неотъемлемым правом каждого члена сельской общины. Решение о ее проведении могла принять и громада…

Согласно традиции толоку организовывали в день чествования какого-либо святого, а чаще … накануне или после таких дней, к которым относились, например, дни Бориса и Глеба… В народе считалось грехом работать в эти дни на себя, а оказать помощь односельчанам было богоугодным делом…. С особым уважением относились крестьяне к благотворительным толокам, которые устраивались в помощь бедным, вдовам, сиротам, погорельцам и т.п. Называли их обычно не «толока», а допомога, помiч, т.е. помощь… Общинная мораль не одобряла отказа, и поэтому толока воспринималась «как бы повинность помочь друг другу в работе». Кроме того, крестьянин понимал, что и сам может оказаться в сложном положении и вынужден будет прибегнуть к помощи односельчан Участием же в чужой толоке он как бы обеспечивал себе моральное право на такую же помощь.

… В большинстве толок совместно участвовали мужчины, женщины, молодежь и даже дети. Но существовали и сугубо женские и молодежные коллективные работы… Женскими… были толоки, на которых щипали перья. Преимущественно молодежный характер носили... толоки, собираемые для лущения кукурузы. Пригашались на них, как правило, девушки. Парни приходили сами, хотя порой пригашали и их плести венки из початков кукурузы…

Во время толоки крестьяне всегда стремились делать работу не только быстро, но и качественно. Достигалось это, в частности, обязательным распределением ее среди толочан с учетом их трудовых навыков (умения) и физических возможностей. Такая организация труда придавала общим действиям слаженность, позволяла рационально использовать наличные трудовые силы. Толока был эффективной формой вовлечения в труд молодежи и передачи ей необходимого трудового опыта. Одновременно происходило воспитание у нее таких качеств, как доброта, сострадание и уважение к односельчанам… крестьянским толокам сопутствовали праздничное настроение, песни и шутки. Завершалась толока обычно щедрым угощением в доме хозяина… Благотворительные толоки часто заканчивались угощением в складчину.

… При супряге несколько крестьянских дворов объединяли свой рабочий скот и инвентарь для проведения сельскохозяйственных работ, главным образом вспашки земли. Обычной была также супряга для вывоза навоза в поле, бревен из леса, снопов с поля и др. …обычно в супрягу входили два-четыре хозяйства… в договоре крестьяне определяли способ участия каждого в супряге (плугом, волами…), очередность вспашки и другой работы, условия обеспечения питанием людей, кормом скота, ремонта плуга. Если вклад супряжников был не одинаков, то договаривались о справедливом расчете трудом в пользу того, чей вклад больше. Особенно ценились волы и плуг.

… Особый комплекс традиций и обычаев в общественном сознании и быту украинцев был связан с побратимством (посестримством) и кумовством, в основе которых лежало духовное родство… Побратимство несло за собой целый ряд религиозно-нравственных обязанностей и запретов… Побратимы и посестры принимали самое близкое участие в хозяйственных и семейных делах друг друга: совместно, например, решали вопросы сватовства-женитьбы своих детей, помогали в случае болезни, материальных лишений… нарушение общепринятых среди побратимов и посестер норм поведения, ссора и брань считались большим грехом… обычай обязывал к нравственно безупречным отношениям между побратимами, посестрами и членами их семей. Какие-либо посягательства на честь сестры или жены побратима еще во второй половине XIX в. считались тяжким грехом…

Другим видом духовного родства украинцев, как и у русских и белорусского, было кумовство – обычай избирания для новорожденного ребенка как бы вторых родителей, его опекунов и покровителей. Функция кумовства была многозначна. Можно назвать, например, религиозно-магическую, когда, отрекаясь за окрещиваемого от дьявола, его как бы передавали под защиту под защиту христианских святых; социальную - крестника приобщали к социальной общности – к общине, роду. Немаловажным в понимании народа было и экономическое значение кумовства, в котором видели своеобразную форму взаимопомощи… Круг лиц, пригашаемых в кумовья, был весьма широк – от близких родственников до совершенно посторонних людей… между кумовьями устанавливались особенно дружественные отношения, характеризировавшиеся взаимным участием в делах друг друга. Они, как правило, вступали в супряжные союзы, приходили на толоки, пригашались в свидетели при заключении различных договоров… Если в семье не было кого-либо из родителей, то кум и кума опекали крестников, помогали их трудовому воспитанию, давали советы, а в случае необходимости и осуждали поведение. По традиции до вступления крестников в брак они их всячески одаривали…. В свою очередь и крестник со временем должен был оказывать знаки внимания крестным родителям, проявлять заботу о них в старости…»







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия