Студопедия — ЗАНЯТИЯ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАНЯТИЯ ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ






(УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ "ЧУВСТВО ПАРТНЕРА", У НАЧИНАЮЩИХ АКТЕРОВ)

Шарова О.,

студентка психологического

факультета, II курс

Актер на сцене никогда не остается один, даже если он играет Гам­лета, произносящего монолог "Быть или не быть" (в этот момент ком­панию ему составляют не только декорации, но и люди, которые в сле­дующую минуту должны появиться из-за них). Основная "болезнь" почти всех начинающих актеров заключается в том, что, поглощенные собственной ролью, на репетициях они живут ожиданием только своих реплик, часто почти не слыша того, о чем рядом вот уже несколько ми­нут говорит их товарищ. Главный предмет волнения и внимания моло­дого актера составляет его персона, а не скромная фигура молчащего невдалеке партнера. А когда люди не следят друг за другом, не видят друг друга, они не в состоянии найти и поддержать нужный темпоритм, вовремя подхватить реплику... И зритель видит всего лишь компанию "одиночек", а не сыгранный коллектив. А что значит "внимание к парт­неру"? Это прежде всего переключение внимания с себя на работающих рядом товарищей, умение в каждой фразе, в каждом движении "идти от них" (от их индивидуальности, от их роли), не играть в интерес к сло­вам собеседника, а в самом деле искренне ими интересоваться (сюда уж подключается и мотивация). Правильное распределение внимания между [74] собой и партнерами - залог успешного общения на сцене. По боль­шому счету, у спектакля помимо промежуточных есть еще общая глав­ная цель, и к финалу надо придти всем вместе, а не по одиночке. Но придти к этой цели одновременно с другими очень сложно, если ты за­давлен только своими актерскими проблемами и не видишь ничего во­круг себя, закрыт для взаимной связи.

Многие актерские техники ставят перед собой задачу научить чело­века чувствовать пульс всего коллектива, а не только собственное уча­щенное сердцебиение. Есть много разных видов сценического общения, я остановлюсь на одном из них.

Данное упражнение тренирует очень ценные для актера способно­сти: умение даже спиной чувствовать работающего рядом партнера, синхронно и в одном ритме проигрывать определенные участки спек­такля.

****

Обучение актерскому мастерству обычно проводится в группах, со­стоящих из 7-15 человек.

Занятие проводит режиссер (реж.).

Описание упражнения "Одновременная остановка";

По команде реж. (хлопок) актеры начинают беспорядочно ходить по комнате, создавая своеобразное "броуновское движение" (двигаться все должны в одинаковом темпе, не очень быстро).

Задача актеров: попытаться связаться друг с другом глазами, почув­ствовать общее настроение, создавшуюся атмосферу и одновременно остановиться. Затем, застыв на некоторое мгновение, снова всем одно­временно начать движение (в том же ритме, что и раньше).

Конечно, здесь исключаются разные жесты и знаки, призывающие к остановке, а также принцип "цепной реакции" (когда, например, не­сколько участников сговариваются и останавливаются, а вслед за ними останавливается и вся группа).

Актеры должны не угадать, а прочувствовать моменты прекращения и возобновления движения, должны уловить общую атмосферу, ко­торая постепенно нагнетается и делает дальнейшее движение не­возможным.

Такие понятия, как "атмосфера", "чувство невозможности продол­жать движение", не могут быть объяснены в логических, рациональных терминах, человеку неискушенному это скорее покажется фантастикой, выдумкой, но для самих актеров это совершенно реальные, чуть ли не осязаемые вещи, на которых зачастую держится вся игра; воспитание [75] подобного обостренного актерского чувства - особая задача (без него невозможно и плодотворное общение с партнерами).

Если остановка была неудачной, реж. сообщает группе об этом, од­новременно указывая и на замеченные ошибки ("вы все двигаетесь в разном темпоритме", "шаркаете ногами" - это признак скованности ак­тера, "а вот вы ни разу не остановились вместе с группой, а только вслед за группой", "вы замерли и пошатнулись, потеряли равновесие, вы зажаты, найдите в себе точку опоры", "соберитесь, ребята, это очень серьезное дело - если будете хихикать, относиться к этому, как к игре, -ничего не выйдет").

Упражнение обычно повторяется несколько раз вплоть до приемле­мого исполнения..

Возможны разные варианты упражнения: так, сначала актеры могут останавливаться и продолжать движение по хлопку (здесь воспитыва­ются и внимание, и умение быстро переключаться), может быть задан быстрый или медленный темп движения.

На "выходе" из описанной выше учебной ситуации перед нами уже "разогретая", более сработанная группа. Эффективность такого обуче­ния видна в массовых сценах, когда перед актерами ставится задача од­новременно без предварительного сигнала начать двигаться или, наобо­рот, застыть (например, последняя сцена "Ревизора"). Это застывание нельзя отрепетировать. Должна возникнуть ситуация, когда люди во­круг прекращают всякое движение и превращаются в кукол... Или еще ситуация: два актера сидят на разных концах сцены, спиной друг к дру­гу. Их задача - одновременно вскочить и уйти со сцены...

Вообще чередование движения и неподвижности имеет очень силь­ный сценический эффект; работающая труппа словно превращается в единый организм, в котором согласованно движутся все его части.

Организация отношений между актерами и реж. достаточно проста. В описанном упражнении, как и во многих других, работа актеров строится на взаимном доверии, поддержке, дружеском расположении. Иногда бывает очень сложно просто посмотреть в глаза другого чело­века... Роль реж. здесь во многом сходна с ролью учителя: он видит ошибки, неточности в исполнении упражнения, поправляет их, иногда коротко объясняет причины их возникновения. Задавать реж. слишком "объемные" вопросы, дискутировать с ним по поводу отдельных положе­ний актерской техники можно во время специальных занятий, но никак не во время исполнения упражнения - это сбивает группу с ритма, рассеивает внимание и вряд ли может привести к хорошему результату. Замечания и указания реж. должны исполняться по возможности точно и быстро.

Контроль и оценивание упражнения зависят во многом от требова­ний реж., продиктованных ситуативной важностью задания (просто [76] предварительный разогрев перед репетицией или специально ориенти­ровано на сцену из спектакля).

Поощрение тоже зависит от многих факторов, в том числе и от уровня подготовки актеров: что считается хорошим результатом для новичков, может быть не очень хорошим для профессионалов.

Контроль организуется и самими актерами (когда они работают без реж.), но важно, чтобы обсуждение ошибок не превратилось в базар (особенно в молодежных группах).

Иногда напоследок проводится маленький тест, показывающий сте­пень "разогрева" группы: актеры становятся в круг, поднимают руки над головой... Их задача - одновременно хлопнуть в ладоши. После опи­санного упражнения синхронный хлопок часто получается с одного раза.

***

Этот сценарий описывает становление хронотопа сценического дейст­вия, который определяется формированием у всех участников внутреннего временного и пространственного образа их движений и действий в целост­ной ситуации, о чем свидетельствует появление сопричастности к единому ситуационному ритму (синхронизация начала, хода, окончания движений), появление "чувства ситуации".

Имеет ли место процесс формирования хронотопа в ходе совместной (групповой) интеллектуальной деятельности? Если да, то в чем это будет выражаться?

Не кажется ли вам вполне уместным такого рода упражнение на выра­ботку чувства ситуации и партнера в системе задач подготовки психолога, в том числе и к преподаванию?

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия