Студопедия — Общие понятия культуры эпохи Средних веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общие понятия культуры эпохи Средних веков






1. Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступень в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже – различные частные и прикладные науки.

2. Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

3. Провиденциализм (лат. providentia – провидение)– система взглядов, в соответствии с которыми всеми мировыми событиями, в том числе историей, поведением и судьбами отдельных людей управляет божественное провидение. Надо отметить, что идея провиденциализма в разных направлениях христианства понимается неодинаково. Так, в протестантизме провиденциализм имеет силу догмата о предопределении и рассматривается в абсолютном значении. Протестанты считают, что для человека даже вопрос о возможности спасения души предопределён Богом. В православной же и католической традиции полагается, что события в жизни людей носят не случайный характер, а предопределённый Богом; выбор, перед которым оказывается индивид, также предопределён Божьей волей, но сам выбор осуществляется человеком на основании его свободного решения, его разумения. В этом решении проявляется свобода человека и его персональная ответственность за свои деяния.

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления: патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

4. Патристика – совокупность теолого-философских взглядов «отцов Церкви», которые взялись за обоснование христианского вероучения, опираясь в догматическом смысле на Священное Писание, а в мировоззренческом смысле – на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона.

В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II–III вв.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения; 2) классическая патристика (IV–V вв.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI–VIII вв.), стабилизировавший догматику.

Апологетику относят к отдельному разделу богословского знания. Апологетика (от греч. – защита; оправдание; заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту) – это защита христианства; раздел богословия, имеющий целью опровержение неверных религиозных и мировоззренческих взглядов. В области апологетики происходит защита и обоснование христианской веры. Наиболее известные апологеты: в Византии – Иоанн Дамаскин («Состязание христианина с сарацином»); в Испании – Раймонд Мартин («Оружие веры против мавров и иудеев»), Альфонсо де Спина («Твердыня веры против иудеев, сарацин и других противников христианской веры»). В эпоху Ренессанса среди апологетов можно выделить доминиканского монаха Иеронима Савонаролу и немецкого мыслителя Николая Кузанского («Опровержение Корана»). В России апологетика в значительной мере развивалась на основе противостояния православия с католицизмом, а с XVII века стимулом к развитию апологетики стал церковный раскол. В России к апологетам относятся Иосиф Волоцкий, написавший в 1515 г. крупный труд «Просветитель», и св. Тихон Задонский, живший в XVIII веке («Об истинном христианстве», «Сокровище духовного мира собираемое»). В XIX в. достойно проявил себя в деле защиты православной веры митрополит Московский св. Филарет («Изложение разностей между Восточной и Западной Церквами в учении веры» 1811, «Беседы к глаголемому старообрядцу» 1830). Апологетика продолжает развиваться и в ХХI веке.

В апологетике выделяют три основных раздела: богословский, историко-философский и естественнонаучный. В богословском разделе даётся обоснование христианской догматике не столько на основе авторитета Писания, сколько на основе интеллектуальных, культурологических приёмов. Историко-философский занимается вопросами происхождения религии, критическим анализом атеистических гипотез, оценкой определённых философских систем относительно христианства. Естественнонаучный раздел основан на исследовании естественного мира с целью рассмотрения его первоистоков и устройства с позиции христианства.

5. Схоластика – представляет собой тип философствования, при котором на основании человеческого ума пытаются логически обосновать принятые на веру идеи и формулы.В схоластике человек, не имея эмпирического знания, делает выводы на основании собственных умозаключений. Соотношение учения церкви и схоластики заключается в том, что учение церкви определяет то, во что следует верить; схоластика должна выяснить, почему предмет веры истинен. Догма гласит: «Deus homo?» (Бог вочеловечился?). Схоластика задаётся вопросом: «Cur Deus homo?» (Почему Бог вочеловечился?). Необходимо, чтобы религиозное учение стало ясным для естественного рассудка. Принцип схоластики можно выразить так: «Credo ut intelligam» (Верую, чтобы познать). Её фундаментом является вера Церкви, а целью – обоснование веры. Схоластика по своей сути является рациональной теологией под господством Церкви.

6. Экзегетика – искусство толкования текстов Библии, точного выведения смыслов из текстов Библии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин Блаженный. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

2. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. [Электронный ресурс] http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/Goff/index. php

3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. [Электронный ресурс] http://www. philology. ru/literature3/gurevich-72a. htm

4. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Наука, 1989.

5. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М.: Искусство, 1981.

6. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990.

7. Карсавин Л. П. Культура средних веков. – Киев, 1995.

8. Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

9. Герье Н. Блаженный Августин. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

10. Соловьёв В. С. Кризис западной философии // Философское начало цельного знания. – Минск: Харвест, 1999.

11. Юнг. К. Г. Исторические типы. – Минск: Харвест, 2003.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какие можно выделить общие черты эпохи Средних веков?

2. Что могло обусловить дуалистичность мировоззрения человека в средние века?

3. Что такое схоластика?

4. В чём заключается «принцип порядка» средневекового общества?

5. Почему апологетика в средние века наиболее интенсивно развивалась в Византии и в Испании?

6. Какие вы видите пути взаимодействия между Церковью и университетами в средние века?

7. Какую роль в развитии общественных отношений играли средневековые города?

8. Почему церковные и королевские суды являлись друг для друга основными конкурентами?

9. Что могло мотивировать работу русских апологетов?

10. Каким образом теория «двух мечей» находит практическое проявление в жизни современной католической Церкви?

 

 

Тема 18: Культура эпохи Возрождения. Ренессанс как переходный тип культуры

 

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия