Студопедия — Введение. Китайские стратагемы – продукт многовекового развития школы мышления, на протяжении тысячелетий практически никак не сталкивавшейся с европейской школой
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Китайские стратагемы – продукт многовекового развития школы мышления, на протяжении тысячелетий практически никак не сталкивавшейся с европейской школой






Китайские стратагемы – продукт многовекового развития школы мышления, на протяжении тысячелетий практически никак не сталкивавшейся с европейской школой. И результаты этого развития не менее удивительны и любопытны для европейца-философа, чем сумчатые звери Австралии были в свое время для европейца-зоолога.

В предисловии к своей книге «Стратагемы (о китайском искусстве жить и выживать)» Харро фон Зенгер пишет: «С одной стороны, китайцы – это китайцы с их неповторимым, сугубо китайским культурным достоянием. Но вместе с тем они являются такими же людьми, как все люди с присущими всем им общечеловеческими чертами. К общечеловеческим чертам китайцев относится, без сомнения, и хитрость. За то время, что китайцы, не стесненные христианскими и иными западными предубеждениями, тысячелетиями исследовали хитрость, они выявили кое-что общечеловеческое. Итог китайского исследования хитрости – список 36 стратагем – имеет общечеловеческое значение. Он не знает ни пространственных, ни временных границ, не связан ни с системой общественного устройства, ни с национальной принадлежностью»[1]. Позволю себе не согласиться с автором.

Во-первых, стратагемы – продукт специфический, совершенно китайский. Конечно, сейчас, после того, как стратагемное мышление стало активно обсуждаться в западной литературе, мы можем «увидеть» и «опознать» стратагемы во многих событиях европейской или иной истории. Однако это определенная аберрация зрения. Видеть то, что китайцы называют стратагемами, в Библии, в сказках братьев Гримм, в греческих мифах и африканских легендах[2] – означает выдумывать историю, которой никогда не было, приписывать людям мотивы и представления, которых у них не могло быть. Это означает пользоваться для анализа определенных жизненных ситуаций понятиями, выработанными на основании совершенно другого опыта жизнедеятельности. Любопытно, что сам фон Зенгер – юрист, и, думаю, никогда не стал бы юридически квалифицировать действия, совершенные в одной стране, на основании законодательства другой страны.

Во-вторых, чтобы их освоить (т.е. по-настоящему понять), просто прочитать про них недостаточно. Даже если внешне некоторые из формулировок выглядят вполне понятными для человека, воспитанного в европейской культуре, лежащее в их основе мировоззрение иное. Иное – в том смысле, что для его понимания надо войти в китайский язык и культуру, видеть сны на китайском языке, знать сказки и детские считалочки. Можно не верить в Сунь У-куна (царя обезьян), но надо иметь в детстве опыт переживания себя как соучастника его путешествия на Запад. А также иметь огромное количество другого душевного, эмоционального и мыслительного именно китайского опыта – и вот тогда нам будет ясно, что имеется в виду в самом древнем из известных нам на сегодня трактатов о 36 уловках, созданном примерно 500 лет назад: «Инь и ян во взаимной связи меняют позиции, /Ключ к победе таится в этих переменах». [ 36 Стратагем (Сокровенная книга о военном искусстве) ]»[3]. Основной текст Ицзин (Книга перемен), на которую опирается этот трактат и, соответственно, стратагемы вообще, был написан в X–VIII вв. до н.э. – тогда же, когда и Илиада (IX - VIII в. до н.э.). То есть, в это же примерно время в Греции сочиняются эпические поэмы, описывающие «божественное племя героев, из которых многие погибли в жестоких войнах и ужасных битвах: одни под стенами семивратных Фив в стране Кадма, сражаясь за наследство Эдипа, другие под Троей, куда их принесли корабли по морским просторам»[4]. И та, и другая цитата – про войну. Почувствуйте разницу между подходами.

Конечно, понимание Китая людям, выросшим в европейской цивилизации, не закрыто. Просто хотелось бы подчеркнуть, что стратагемы – специфический «продукт» китайской интеллектуальной традиции, и для действительного освоения столь значимых элементов китайской культуры необходимо глубокое изучение языка, истории и других аспектов этой культуры.

На мой взгляд, всякий раз, когда мы пытаемся понять стратагемы, мы пытаемся осуществить «перевод» стратагем с языка И цзин на язык Илиады. Но стратагемы, как, наверное, и очень многое в китайской культуре, глубоко символичны, а перевод символов – дело очень сложное. В этой книге я хочу сделать несколько другое[5]. Попробуем не сразу «понимать», а сперва отрефлектировать – увидеть, что за действие стоит за стратагемой как за символом. А затем схематизируем это действие, и тем самым организуем свое понимание. Ведь схематизация – достаточно эффективная техника организация понимания, развивающаяся последнее время, причем именно в русле сугубо рационалистической, западноевропейской традиции.

Таким образом, предпринятая нами попытка нарисовать графические схемы стратагем может помочь их пониманию, пусть даже не теоретическому, а сугубо деятельностному.

 

Конечно, правомерен другой вопрос: можно ли схематизировать (и даже просто комментировать) то, что понимаешь весьма приблизительно? На мой взгляд, это можно делать, если быть скромным и отдавать себе отчет, что схематизируешь не более чем собственное понимание.

Итак, сперва мы обсудим общее представление о стратагемах, затем – продемонстрируем их схематизацию.

 

Все стратагемы и примеры, их разъясняющие, взяты из книги Харро фон Зенгера.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия