Студопедия — Несоциальное начало
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Несоциальное начало






Младенец — социально зависимое, но ни в малейшей степени не социализи­рованное существо. Ребенок в возрасте даже двух лет, оцененный по взрослым стан­дартам, предстает как «антиобщественный элемент». Если можете, представьте себе взрослого человека, который рушит все, что его окружает, настойчиво требует не­медленного удовлетворения каждого своего желания, беспомощен и почти полнос­тью зависит от других, неспособен поделиться собственностью, нетерпелив, свиреп, склонен к приступам раздражения и беззастенчивой демонстрации всех своих чувств. Такое поведение, нормальное для двухлетки, было бы чудовищным у взрослого. Если бы эти качества заметно не менялись в процессе становления, у нас на руках оказа­лась бы инфантильная и потенциально злодейская личность. Гоббс хорошо сказал, что порочный человек — это всего лишь ребенок, набравший силу.

Стремление маленького ребенка направлено непосредственно на объект — объект еды, игры, удовольствия, избегания или любви. Детское стремление импуль­сивно, мимолетно, бездумно и не имеет отношения к личности. Оно важно только в данный момент. Напротив, зрелое стремление связано с долговременными целя­ми. Таким образом, процесс становления — это, по сути дела, организация мимо­летных импульсов структуры стремлений и интересов, в которой значительную роль играет элемент самосознания.

Мы ничего не узнаем о личности маленького ребенка, пытаясь изучать его интересы, ибо его внимание пока еще слишком лабильно, реакции импульсивны, а системы интересов не оформлены. Однако, начиная с подросткового возраста, иерар­хия интересов (включая любовь и стремление к взрослой жизни) становится ключе­вой характеристикой личности. Когда мы узнаем ordo amoris * человека, мы действи­тельно узнаем этого человека.

Очевидно, далее, что основная проблема психологии становления — объяс­нить, каким образом происходит превращение несоциализированного младенца во взрослого человека, обладающего структурированными системами любви, ненавис­ти, лояльности, интересов, и способного занять свое место в сложно организован­ном обществе.

История полна вариантами решения этой проблемы. Часто вопрос формули­руется (иногда с излишним уклоном в морализаторство) в терминах оппозиции эго­изма и альтруизма. Некоторые авторы (Адам Смит, Гиддингс, Кропоткин, Эшли Монтегю) видят в человеческой природе действие ряда врожденных социализиро­ванных наклонностей (таких как общительность, сочувствие, подражание или ин­стинкт взаимной помощи), заранее гарантирующих определенную степень альтру­изма в ходе дальнейшего развития. Но эти процессы всего лишь дают название изучаемому явлению, но не предлагают детального описания самой трансформации.

* Порядок любви (лат.) — такой порядок, согласно которому человек признает этические цен­ности и сообразует с ними свое поведение (термин М. Шелера).

Другие авторы, наоборот, считают, что человек никогда по-настоящему не социа­лизируется. Он только сверху покрывается тонким слоем социального лака, а в глу­бине души остается дикарем. Этого мнения придерживаются Гоббс, Ницше, Штир-нер и Ле Дантек15.

Я думаю, что ближе всего к истине «закон аффективной эволюции» Конта. Этот закон гласит, что с возрастом степень доминирования и интенсивность лич­ных склонностей снижаются, а чувства, касающиеся других, растут и расширяются. Говоря иначе, маленький ребенок, будучи полностью несоциализированным, не может продемонстрировать никаких структур личности, требующих научения. Его по­требность в зависимости полностью связана с его непосредственными требования­ми. Правда, у него есть «диспозиция» к конечной социализации, но первые стадии становления с неизбежностью лишены альтруизма. Однако с развитием опосредую­щих структур сознания, воображения и расширения эго могут происходить подлин­ные трансформации мотивации. В той степени, в какой индивид демократически со­циализирован, для него оказывается невыносимым поиск счастья за счет других. Такое превращение, конечно, не устраняет полностью первоначального эгоизма, даже у святого. Очевидно, что самолюбие всегда остается в нас позитивным и ак­тивным. Наша теория утверждает только то, что оно не обязательно остается гос­подствующим.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия