Студопедия — Общая характеристика Салической правды как одного из источников права Франкского государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая характеристика Салической правды как одного из источников права Франкского государства






Салическая правда

План семинарского занятия

1.Общая характеристика Салической правды как од­ного из источников права Франкского государства.

2.Правовое положение основных групп населения.

3.Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю.

4.Преступления и наказания.

5.Суд и процесс в государстве франков.

Салическая правда не содержит систематического из­ложения правовых норм, касающихся всех сторон жиз­ни франкского общества. Она отличается фрагментар­ностью и казуистичностью.

Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии (добав­ления франкских королей — наследников Хлодвига), а также позже написанные Пролог и Эпилог (каждый в нескольких вариантах).

В Прологе излагается легенда о создании Салическо­го закона четырьмя избранными «мужами», знатоками обычного права германцев, обсудивших на трех заседа­ниях все поводы к тяжбам и вынесших о каждом от­дельное решение. Здесь же указывались цели записи франкских законов — «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «ав­торитетом закона».

В отличие от Пролога, напоминающего полусказоч­ное народное предание, различные версии Эпилога име­ли официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных эта­пах формирования всего Салического закона путем до­бавления тех или иных титулов различными королями франков. Наиболее древние списки Салической правды содержат так называемую Мальбергскую глоссу на гер­манском наречии, указывающую на специфические юридические понятия варварского права.

На Салическую правду как оригинальный историко- правовой документ не оказали особого воздействия нор­мы римского права, влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена Правда, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единица: солидах и денариях. Перед нами запись обычаев древних германцев (существовав­ших у них за несколько сотен лет до франкского вторже­ния в пределы Римской империи), чей быт и нравы были засвидетельствованы в трудах римских историков и го­сударственных деятелей (Юлия Цезаря, Тацита и др.).

В этой связи студенту следует обратить внимание на персональный (не территориальный) характер действия норм Салической правды, распространявшихся на на­селение франкского происхождения, в то время как большинство ќителей королевства составляли галло- римляне, отношения которых регулировались варвари- зированным римским правом, в частности Бревиарием Алариха (506 г.).

Другая особенность Салической правды в том, что она не находилась под заметным влиянием христианской цер­кви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепле­ния своей власти, носило поверхностный характер, ох­ватывало только ближайшее окружение короля. Опреде­ленные свидетельства христианизации франков студент может найти в приб. 3—7 § 4 титула LV, где упоминаются штрафы за убийство христианских священников, и из содержания Пролога, а также приб. 6 § 6 титула XIV, в которых говорится о погребениях в гробах (так хорони­ли только христиан). Характерно, что, согласно титулу LXIV «О прислужнике при колдовстве», недоказанное обвинение в прислужничестве ведьмам влекло за собой лишь штраф в 62,5 солида, но уже в конце VI в. обвине­ние в колдовстве наказывалось смертной казнью.

Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского об­щества, Так, среди франков сохранялись обычаи жерт­воприношения животных. Например, за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного, а в приб. 1 § 1 титула LV «Об ограбле­нии трупов» предусматривался штраф за ограбление язы­ческого могильного холма (tumulum), в котором во вре­мя погребения, согласно традиции, осуществлялось за­хоронение ценных вещей.

Языческими представлениями германцев можно объяснить и обилие символических процедур и ритуа­лов, сопровождавших правовой быт франков на протя­жении всей жизни. Так, титул XLVI «О передаче имуще­ства» описывает процедуру бросания стебля (fistuca) в полу человека, призванного по устному завещанию хра­нить наследство. Впоследствии хранитель сам в присутствии короля или в судебном собрании бросал стебель в полу тех, кто был наследником, передавая им имуще­ство. Передача стебля символизировала у древних гер­манцев отказ от обладания землей, от пользования про­изводящей и питающей обожествляемой силой почвы. В § 12 Капитулярия I, приписываемого сыновьям Хлод- вига, этот ритуал символизировал и получение права представительства другого лица в суде.

Символический ритуал описывается и в титуле LX «О желающем отказаться от родства», согласно которо­му человек должен был в судебном собрании перед ли­цом тунгина сломать над головой три ветви и разбросать их в четыре стороны, заявляя тем самым об отказе от родства, соприсяжничества, наследства и всяких счетов со своими родичами.

Салическая правда сохранила свидетельства, отража­ющие постепенный процесс укрепления королевской власти. Уже первые статьи (§ 1—5 титула I) определяют ответственность тех лиц, которые уклонялись от коро­левского правосудия, и освобождают от штрафов тех, кто не явился в суд, находясь на королевской службе, что подчеркивает как высокий авторитет королевского правосудия, так и престижность королевской службы.

Студенту следует обратить внимание на то, что нор­мы представлены здесь в форме конкретных юридичес­ких казусов, исключающих абстрактные определения. Большинство положений Салической правды посвяще­но охране движимого имущества, и прежде всего скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «сви­ным кодексом», что, в частности, указывает на преиму­щественно аграрный характер традиционного франкс­кого общества.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия