Студопедия — Источники права. Для раннесредневекового права Япо­нии было характерно повсеместное распространение норм обычного права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Источники права. Для раннесредневекового права Япо­нии было характерно повсеместное распространение норм обычного права






Для раннесредневекового права Япо­нии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.

Право в это время еще не выделилось из религиоз­ных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связаны с представлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японских ис­точниках они выступают в виде «семи небесных грехов» (более тяжких) и «восьми небесных грехов» (менее тяж­ких), за которые полагались или кара, или очищение. Ста­новление писаного права происходило в Японии под силь­ным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм ки­тайского права. Японские государственные и правовые институты не потеряли, однако, своей специфики.

Первые записи правовых норм, как это имело место, например, в Конституции Сётоку-тайси 604 года, носи­ли характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам: «почтительно воспринимать указы», «обязательно соблюдать их», «справедливо оценивать зас­луги и провинности» и т. д.

Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших, как и в Китае, название «ко­декс». Кодексы содержали нормы, регулирующие поземель­ные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чинов­ничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс «Тайхо рё». Над составлением кодекса, как свидетельству­ет древняя летопись 720 года, работала комиссия из 18 че­ловек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. Работа над кодексом продолжалась и в дальнейшем. В 718 году он появился под новым названием «Ё po рицу рё» и состоял из 953 статей (уголовный и адми­нистративный кодекс годов Ёро). Введен же кодекс в дей­ствие в связи с политической, нестабильностью был лишь в 757 году.

Две версии кодекса "Тайхо" и "Ёро" представлены в исторической науке в качестве единого свода, содержа­щего богатейший материал о раннефеодальном государ­стве Японии, о нормах японского традиционного права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.). Он является ярким свидетельством специфической цивилизационной черты Японии, умения японцев заимство­вать достижения других культур, но не слепо, а транс­формируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны.

В Своде нет деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем публично-правовой характер, регули­руются нормами уголовного и административного права.

Нельзя здесь обнаружить и четкого деления на отрас­ли права. Если обратиться к содержанию "Тайхо Ёро рё", то кодекс содержит нормы как гражданского, брачно-семейного, уголовного, так и административного права, ка­саясь, однако, таких преступлений, которые в силу со­словной принадлежности преступника или потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний (от смертной казни до битья палками). Эти преступления были выделены в особый кодекс "Тай­хо рицу рё.

Так, Закон I "Тайхо Ёро рё" (всего их 30) носит назва­ние "О постах и рангах". Он содержит табель о рангах "от министров до писцов", деля их на "благородных" и "небла­городных", а посты на "высокие" и "низкие".

Закон II этого кодекса "Об учреждениях и штатах" устанавливает структуру всех государственных учрежде­ний, центральных и местных, а также их штаты. Простран­ный (из 27 статей) Закон VII "О буддийских монахах и мо­нахинях" (свидетельствующий о высшем государственном надзоре над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством) треть своего содержания отводит преступлениям и проступкам клира, за которые назначались как светские, так и церковные наказания (епитимьи). Закон VIII, особенно ярко свидетельствующий о социаль­но-экономических отношениях в это время, говорит о "дво­ре", в основном крестьянском, как о хозяйственной, орга­низационной, военно-учетной и, главное, податной (фис­кальной) единице. Он затрагивает и важные правовые воп­росы: о наследстве, о браке и разводе. Например, ст. 27 Закона, требующая безусловного расторжения брака лиц, находившихся ранее в половых отношениях, прямо заим­ствована из норм конфуцианской морали ли, относящихся к нарушениям ритуала.

Закон XIII "О преемственности и наследовании" со­держит нормы о наследовании звания глав знатных до­мов, от чиновника до императора (правила престолонас­ледия), а также об условиях законности заключаемых ими браков.

Большой круг уголовно-правовых норм включен в За­кон XIV "О проверке и аттестации", посвященный органи­зации и деятельности чиновничьего корпуса, в частности говорящий о преступлениях и проступках чиновников, а также об особой системе наказаний за них. Закон XVII "О воинах и пограничниках" содержит правила об организа­ции вооруженных сил, в том числе и о воинских преступ­лениях.

Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени имел Закон XXIX "О тюрьмах", касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального права.

Из содержания Свода явствует, что нормы конфуци­анской морали оказали бесспорное влияние на его содер­жание. Об этом свидетельствует не только приведенное выше содержание ст. 27, но и ряд других норм, в том чис­ле и зафиксированное в нем общее конфуцианское поло­жение, требующее наказания за любой проступок, "кото­рый не следовало совершать".

Вместе с тем свод — правовое произведение, а не со­брание моралистических наставлений более позднего пе­риода. Он был призван стать законодательной опорой пра­вящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системы. С этой целью и был проведен многосторонний пересмотр, унифи­кация, систематизация обычно-правовых и ранее создан­ных законодательных норм. Не случайно японское госу­дарство этого периода (VIII—Х вв.) называют в истори­ческой литературе "правовым", в отличие от последую­щей эпохи, когда под влиянием ряда исторических факто­ров произошло резкое падение общего значения роли за­кона, права как такового.

Вместе с кодексами среди источников.права этого пе­риода. широко было представлено текущее нормотворчество императоров в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный характер, вторые издава­лись в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление.

Указы объединялись в сборники. Например, в 927 году был создан Сборник постановлений годов Энги, вступив­ший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план.

Резкие изменения в правовой сфере Японии происхо­дят после установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства.

"Рицу" и "рё" как государственные императорские предписания теряют свой общеяпонский нормативный ха­рактер, так как на первый план выходят морально-право­вые обыкновения, гири, исходящие из соображений при­личия, которые регулируют поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиен­та, старшего чиновника и подчиненного.

Это было связано с децентрализацией и общим ослаб­лением государственной власти, падением ее легитимности, когда в условиях военной диктатуры бакуфу перестали существовать общепризнанные административно-судебные органы, и Министерство юстиции (наказаний), и высшая апелляционная инстанция в лице императора. Действовал прямой приказ, предписание высших низшим, в лучшем случае — норма обычного права. Эти новые порядки на­шли в Японии подготовленную почву. Их идеологической базой стало конфуцианство, которое, как известно, счита­ло право одиозным, отвергало его вместе с категоричнос­тью судебного решения.

Гири же соблюдались автоматически, под страхом осуждения со стороны общества "нарушений приличия", различные критерии тяжести которых были тесно связа­ны с сословной принадлежностью индивида.

Так, особый кодекс норм "приличия", "кодекс чести" (букэ-хо) окончательно формируется в это время для са­мурайского сословия. Он был основан на требованиях абсо­лютной личной преданности вассала своему сюзерену, ис­ключал саму идею прав и обязанностей юридического ха­рактера. Отношения вассала-воина и его сюзерена строи­лись не на договорной основе, а на псевдородственных семейных началах, как отношения отца и сына. Вассал при этом не имел никаких гарантий против произвола своего господина. Сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая кончалось самоубийством.

Гири иногда скреплялись и законодательным путем, как это имело место в 1232 году, когда в период I сёгуната было создано Уложение годов Дзёэй. Закрепляя нормы са­мурайского "кодекса чести", уложение предусматривало жестокие наказания за мятежи и заговоры феодалов, за незаконный захват ими земель. Упорядочивая существую­щие поземельные отношения, уложение устанавливало общий порядок наследования земли, в частности правило первородства.

В целях регулирования вассально-ленных отношений сёгуна и его вассалов, а также других феодалов сёгунат прибегал и к изданию указов, направленных главным обра­зом на укрепление феодального землевладения казны, пра­вительства бакуфу. Особую заботу при этом сёгунат прояв­лял в отношении своих непосредственных вассалов — гоке-нин. В 1267 году, например, был издан правительственный указ, запрещающий продажу и заклад лепных владений гокенин, предписывающий выкуп заложенных ими земель.

С конца XIII в. издаются специальные указы "мило­сердия", которые аннулируют все сделки самураев по про­даже и закладу земли, их задолженность ростовщикам. Реже издаются указы, запрещающие отчуждение, деле­ние крестьянских хозяйств, как это имело место в 1643 году.

В XV—XVI вв. роль общеяпонского права упала до самого низшего предела. Каждое княжество, каждое со­словие руководствовалось своими собственными установлениями, нормами обычного права, которые лишь иногда, главным образом в виде моральных заповедей, инструк­ций, поучений, объединялись в сборники. Одним из таких крупных сословных нормативных сборников стал Кодекс годов Кёмму (1334—1338 гг.), призванный ликвидировать "смуту в стране", обеспечить стабильность политической власти сёгуна. Составленный первоначально в традициях Японии из 17 статей, этот кодекс впоследствии был допол­нен рядом новых положений. Кодекс был написан в форме ответов ученых-монархов на вопросы основателя второго сёгуната Асикага. В нем признается тяжелейшее положе­ние японских податных крестьян, терпящих произвол са­мураев, который называется "неискорененным обычаем". Его статьи предписывают властям пресекать практику "сво­евольного вторжения в чужие дома", возвращать пустую­щие земли крестьянам, строго карать преступников, осо­бенно мятежников и грабителей: Особое внимание было уделено в кодексе взяточничеству и ответственности за него. В зависимости от размера взятки чиновник должен был наказываться пожизненным или временным отстранением от должности. Характерно, что этот кодекс увидел свет только в 1596 году, когда он был издан отдельной книгой.

Законотворчество оживилось в Японии в период третье­го сёгуната Токугавы, в период относительного объединения страны в XVII—XVIII вв., но и в это время оно было сугубо адресным, касалось, как правило, конкретных сословий.

В этих законах строго регламентировалась деятельность императора и крупных феодалов даймё, устанавливалась система сословных статусов отдельных групп населения (са­мураев, крестьян, ремесленников, торговцев), в соответ­ствии с которой закреплялись обязанности населения и на­казания за их нарушения. Примером такого законодатель­ства может стать Закон восемнадцати статей сёгуна Иэясу 1615 года. В сфере частного права, товарного обмена по-прежнему господствовало местное обычное право.

Лишь в XVIII в., в период третьего сёгуната стали пред­приниматься попытки вернуться к старым порядкам "пра­вового государства", когда сёгуном была провозглашена политика "твердого следования старым законам". В 1742 году во исполнение этих задач был принят Кодекс из 100 ста­тей, положения которого сводились к упорядоченному из­ложению основного содержания прежних законов, норм обычного права. Кодекс воспринял многие предписания ста­рых кодексов эпох Тайхо и Ёро VIII в.

Позитивные последствия этой политики были незна­чительны в силу того, что знание закона считалось в это время привилегией избранных. Законы не публиковались (действовал принцип: "Следует выполнять, а не знать"). До сведения населения доводилась лишь малая их часть, та, которая касалась категорично-запретительных предписаний. Кодекс 1742 года хранился в тайне, к нему имели доступ лишь три высших чиновника правительства бакуфу (бугё). Да и сфера действия законов распространялась лишь на территории, непосредственно входящие во владение кла­на Токугава, у даймё было собственное право.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия