Студопедия — Введение в семиологию
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение в семиологию






Умберто Эko

 

Отсутствующая структура

Введение в семиологию


ББК 87.4

Э. 40

У. ЭКО. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.

Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник

Редактор — М. Г. Ермакова

© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Sp.a

Via Pisacane, 26 - Milano.

 

Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: "Имя Розы" и "Маятник Фуко". Специальные работы философа и ученого широкому российскому чи­тателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику по­знакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману "Имя Розы " его семиотическую концепцию. Обстоятельства сложились так. что мы все еще плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей миро­вой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, фило­соф и искусствовед с самыми широкими интересами. Общие проблемы семиотики, раз­граничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры. кино. современной живописи, музыки, рекламы и пр.

Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем. кто на практике имеет дело со средствами массовой информации.

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института "Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow)

Э 1403000000-001

У 34-03-98

ISBN 5-86708-114-1 © ТОО ТК "Петрополис", 1998 г.

© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.

Предисловие. 7

1. Размышления 1980. 7

2. Размышления 1971/1972. 14

Введение. 22

A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия) 24

1. Мир сигнала. 24

I. Знаковые системы.. 24

II. Коммуникативная модель. 26

III. Информация. 28

IV. Код. 31

2. Мир смысла. 33

I. Значение "значения". Денотация и коннотация. 33

II. Коды и лексикоды*. 38

III. Структура как система, держащаяся внутренней связью.. 40

IV. Структура как теоретическая модель. 42

V. Семиология источника. 45

VI. Коды и их модификации.. 46

VII. Сообщение как источник и семиологическая информация. 48

3. Эстетическое сообщение. 50

I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение. 50

II. Идиолект произведения искусства. 54

III. Кодифицируемость уровней.. 56

IV. "Открытая" логика означающих. 59

4. Побудительное сообщение. 62

I. Античная риторика и риторика современная. 62

II. Риторика: между избыточностью и информацией.. 64

III. Риторика как хранилище устоявшихся формул. 65

5. Риторика и идеология. 67

I. Идеология и код. 67

II. Взаимоотношения риторики и идеологии.. 69

Б. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений) 77

1. Визуальные коды.. 77

I. Обоснование подхода. 77

II. Иконический знак.. 79

III. Возможность кодификации иконических знаков. 85

2. Миф двойного членения. 91

3. Артикуляция визуальных кодов. 93

I. Фигуры, знаки, семы.. 93

II. Коды: анализ и синтез. 95

III. Иконическая сема. 96

4. Некоторые пояснения: кино и современная живопись. 100

I. Кинематографический код. 100

II. От нефигуративности к новой изобразительности.. 106

5. Некоторые пояснения: реклама. 108

I. Соображения общего порядка. 108

II. Риторические коды.. 109

III. Регистры и уровни рекламных кодов. 111

IV. Примеры анализа рекламных сообщений.. 114

V. Заключение. 123

В. Функция и знак (Семиология архитектуры) 124

1. Архитектура и коммуникация. 124

I. Семиология и архитектура. 124

II. Архитектура как коммуникация. 125

III. Стимул и коммуникация. 126

2. Знак в архитектуре. 127

I. Характеристики архитектурного знака. 127

II. Денотация в архитектуре. 130

III. Коннотация в архитектуре. 132

3. Коммуникация в архитектуре и история. 132

I. Первичные и вторичные функции.. 132

II. Архитектурные означаемые и история. 134

III. Потребление и воспроизводство форм.. 135

4. Архитектурные коды.. 139

I. Что такое код в архитектуре. 139

II. Классификация архитектурных кодов. 141

5. Архитектура: вид массовой коммуникации?. 142

I. Риторика в архитектуре. 142

II. Информация в архитектуре. 144

6.Внешние коды.. 145

I. Архитектура обходится без собственных кодов. 145

II. Антропологические коды.. 147

III. Заключение. 153

Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей) 155

1. Структуры, структура и структурализм.. 155

I. Понятие "структуры" в истории мысли.. 156

II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели 157

2. Сомнение первое: объект или модель?. 159

I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам 159

II. Структурализм и генетический структурализм.. 161

III. Структурализм и структуралисты.. 162

IV. Структурализм и феноменология. 163

V. Структурализм и критика. 165

VI. Художественное произведение как структура и как возможность 169

3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель? 173

I. Структура как оперативная модель. 173

II. Методология Леви-Строса: от оперативной модели к объективной структуре 174

III. Философия Леви-Строса: неизменные законы Духа. 178

4. Структурное и серийное мышление. 182

I. Структура и "серия". 182

II. Леви-Строс как критик современного искусства. 185

III. Возможность порождающих структур. 188

IV. Призрачные константы.. 191

V. Структура как константа и история как процесс. 192

5. Структура и отсутствие. 194

I. Саморазрушение Структуры.. 194

II. Лакан: логика Другого. 195

III. Лакан: структура детерминации.. 197

IV. Лакан: последствия для "новой критики". 199

V. Лакан: лик Отсутствия. 201

VI. Лакан и Хайдеггер. 203

VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко) 206

VIII. O последнем прибежище Отсутствия... 210

IX.... И о том, как с ним быть. 212

6. Методы семиологии. 216

I. Оперативная фикция. 216

II. Структура и процесс. 217

III. Языковые универсалии.. 219

IV. Фактор психолингвистики.. 221

V. Произвольность кодов и временный характер структурной модели 222

VI. Эпистемологический генезис структуры.. 224

VII. Действовать так, как если бы Структуры не было. 226

Д. Граница семиологии. 227

1. Систематизирующаяся система. 227

I. Семиология и семиотики.. 227

II. По поводу возможной каталогизации.. 229

2. Семиотики. 230

1. Коды, считающиеся "естественными". 230

II. Паралингвистика. 231

III. Кинезика и проссемика. 233

IV. Музыкальные коды.. 234

V. Формализованные языки.. 235

VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды.. 235

VII Естественные языки.. 235

VIII. Визуальные коммуникации.. 236

IX. Семантика. 236

X. Структура сюжета. 237

XI. Культурные коды.. 238

XII. Эстетические коды и сообщения. 239

XIII. Массовые коммуникации.. 239

XIV. Риторические и идеологические коды.. 240

3. Границы семиологии и горизонты практики.. 241

Примечания. 244

Именной указатель. 245

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия