Студопедия — Движение народников
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Движение народников






Буржуазные реформы предоставили обществу определенную свободу и вызвали небывалый подъем общественной активности. Реформы породили новую социальную группу – разночинцев (выходцы из разных сословий общества, люди «разного чина»). Радикальный настрой молодежи не могли удовлетворить медленные и половинчатые с их точки зрения преобразования Александра II. Им хотелось большего. Сознание разночинцев было проникнуто социалистической идеологией. Ее вдохновителями были А.И. Герцен, Н.П. Огарев и Н.Г. Чернышевский, основатели «общинного социализма», названного так потому, что идеал справедливости они увязывали с существованием русской крестьянской общины.

В 1861 г. группой разночинцев (Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов) была создана тайная организация «Земля и воля» (1861-1864). Велась подготовка к восстанию, назначенному на 1863 г., когда истекал срок заключения уставных грамот. После ареста руководителей организации и провала плана вооруженного восстания, «Земля и воля» в 1864 г. самораспустилась.

Правительственные репрессии, аресты среди интеллигенции радикализировали общественные настроения. 4 апреля 1866 г. студент Д.В. Каракозов из подпольной организации ишутинцев совершил неудачное покушение на Александра II. В 1869 г. С.Г. Нечаев создал в Петербурге организацию «Народная расправа», призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. За несогласие с методами С.Г. Нечаева был убит один из членов этой организации студент Иванов.

На рубеже 1860-1870-х гг. в среде разночинной интеллигенции, считавшей своим долгом служение народу, сложилась народническая идеология. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, преобразования должны осуществляться путем революции, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Различия в методах прихода к социализму привели к появлению 3-х течений среди революционных народников:

1) Анархистское (бунтарское). Главный теоретик – М.А. Бакунин. Он считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.

2) Пропагандистское. Главный теоретик – П.Л. Лавров. Лавров считал народ не готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должна была передовая часть интеллигенции.

3) Заговорщическое. Главный теоретик – П.Н. Ткачев. Так же как и П. Л. Лавров, он не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи Бакунина, более 1000 молодых юношей и девушек предприняли первое массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Их надежды не оправдались, крестьян на бунт поднять не удалось. Крестьяне даже не понимали, к чему их призывают. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию «Земля и воля» (в первой ее связывало только название). Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

В 1876 г. было предпринято второе «хождение в народ» – с целью длительной агитации среди крестьян. Многие народники теперь селились в деревнях в качестве учителей, врачей и т.п., чтобы вести пропаганду. Однако их призывы также не находили отклика, нередко крестьяне сами выдавали пропагандистов полиции.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» (1879-1881) и «Народную волю» (1879-1881).

«Черный передел» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, П.Г. Дейч и др.) использовал пропагандистские методы деятельности. В целом «Черный передел» не сыграл существенной роли в народническом движении.

«Народная воля» (А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и др.) использовала террористические методы деятельности. Она была хорошо законспирированной организацией, возглавляемой исполнительным комитетом. По представлениям народовольцев российское правительство не имело опоры в народе и легко могло быть дезорганизовано в результате серии террористических актов. В 1880‑1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на императора. 1 марта 1881 г. в результате террористического акта был убит Александр II. Однако это привело к разгрому организации.

Либеральные народники. Либеральные народники отличались от революционных неприятием радикальных мер. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни крестьян. Наибольшим влияние направления было в 1880-1890-е гг.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 590. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия