Студопедия — Составные рифмы, как вершина поэзии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Составные рифмы, как вершина поэзии.






 

Но что ни говори, наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы ( или рассечённые рифмы).

 

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о поэте печётся!

Почётно — почётно — почётно — архи-

Почётно, — почётно — до чёрту! (М.Цветаева)

Впытываются — и сти-

Снутым кулаком — в пески! (М.Цветаева)

 

Сверни с проезжей части в полу-

Слепой проулок и, войдя

В костёл, пустой об эту пору,

Сядь на скамью и, погодя,

В ушную раковину Бога,

Закрытую для шума дня,

Шепни всего четыре слога:

- Прости меня. (И.Бродский)

 

Подобные рифмы весьма специфичны и используются редко. Их применение обусловлено часто переизбытком слогов в стихотворной строке, но подобным образом выйти из положения может только очень хороший поэт. Использование подобных рифм затруднено особенностями постановки двойного ударения в одном слове, поэтому чаще стараются перенести ударение на первую часть, вторую же оставить безударной (в анапесте или амфибрахии).

Вот мои попытки создать такую рифму:

 

Ты знаешь, Септимус, что пальцы вверх

Не значат милость, а, скорее, про-

Долженье рабства для забавы тех,

Кто здесь сегодня, в центре всех миров.

 

В общем, это красиво, но встречается редко и имеет малую функциональность.

Мастерски использован перенос в «Гренаде» Михаила Светлова:

 

И мёртвые губы шепнули: Грена…

Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс

Ушёл мой приятель и песню унёс.

Тут «невидимое» окончание одной строки становится началом другой. Такой приём очень сложен и красив, рекомендую.

 

Перейдём собственно к составным рифмам ( или разнословным).

Конечно, простор для фантазии тут совершенно неограничен. К примеру:

 

Наверх поднимается чёрная капля-фигура,

Подлёдные ниши плетут свои подлые козни…

Прости. Я влюбился опять. Как зовут? Аннапурна.

Наверх доберусь, а обратно, — наверное, Бог с ним.

В этом примере слово «козни» сочетается сразу с тремя ответными словами: «Бог с ним». Рифма практически идеальная и очень красивая.

 

Генерал! И теперь у меня — мандраж.

Не пойму, отчего: от стыда ль, от страха ль?

От нехватки дам? Или просто — блажь?

Не помогает ни врач, ни знахарь… (И. Бродский)

 

Вариант чуть проще: «страха ль — знахарь». Заметьте: мягкий знак уравнивает в правах буквы «р» и «л», не рифмующиеся в твёрдом состоянии.

Привожу ещё пример из Цветаевой:

 

Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не так ли?

Заготавливайте — чан!

Я державную рану отдам до капли!

(Зритель бел, занавес рдян.)

Обожаемый мной пример бесподобной составной рифмы из Вилли Мельникова (крыльев — пыль Ев):

Небосклонностям крыш незнакомы восторги подвалов;
погребам не понять надкарнизные шелесты крыльев.
ВосСоздатель не в силах желать обращения в пыль Ев,
не отведав Адамовых яблок и спелых астралов.

Тут, в принципе, и вовсе потрясная игра слов… «отведать Адамовых яблок», «восСоздатель» (см. муфталингвы), метафора «небосклонность крыш»…

Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнцесон це лое, судорог — разне су дорог, раб расти — храбрости, тех, кто р ушащееся — архи тектор, шёпот — хоро шо под, за сто и — гла застые...(В. Маяковский)

 

Один взойду на п омост
Росистым утром я,
Пока спокоен д ома
ст рогий судия.
(Фёдор Сологуб)

 

В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку.

Обыкновенно к составным рифмам относят те, в которых принимают участие служебные части речи (местоимения, союзы, предлоги, частицы), а к разнословным — те, в которых принимают участие целые или частично используемые основные части речи.

В общем, полагаю, что долго тут говорить не о чем. Если вы чувствуете поэзию, такие рифмы у вас получатся быстро и легко, они придадут настоящую красоту вашим стихам. Особенно разнословные.

Отмечу ещё такую характерную вещь, как оборванная рифма — рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе — сумасше..., времена — припомина... Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Ещё пример:

 

Зал заливался минуты две:
- Медведь,
медведь,
медведь,
медве-е-е-е-е...
(В. Маяковский)

 

Это довольно эффектный «трюковый» приём.

Наконец, существуют так называемые панторифмы. Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.

 

Седеет к октябрю сова,

Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)

 

Сорвано, уложено, сколото —

чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)

 

Мастерски написан следующий изящный панторим:

 

В начале года —
нынче-то —
погода
половинчата.

Ну, вот тебе,
негоже ведь:
то оттепель,
то ожеледь;

то лужица
завьюжится,
то стужица
закружится;

то стелется,
то колется
метелица
в околице!
(А. Недогонов)

 

Интересен редкий опыт перекрестного панторима — взаимно рифмуются слова а) первой и третьей строк и б) второй и четвертой строк:

 

Телом смуглый и тощий
Бредит во сне калиф,
Опустелые круглые площади
Из меди дней проросли
. (Н. Тихонов)

 

Панторифма свидетельствует о сильно развитом чувстве языка и изощрённом владении словом, но практического значения почти не имеет ввиду невероятной сложности использования. Близки к панторимам так называемые омограммы, о них можно прочитать в разделе «Занимательное стихосложение».

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1193. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия