Студопедия — Башкирской юрты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Башкирской юрты






Юрта всегда придает праздничный национальный колорит сабантуям, фестивалям и др. коллективным собраниям, вызывает благотворное чувство прикосновения к народной традиционной культуре. Необходимый атрибут повседневной практической жизни в прошлом, юрта и поныне действует как элемент этнографической реконструкции старины, как памятник прошлого и в то же время служит временным праздничным жилищем.

Однако трансформация национальной культуры и культурных ценностей подчиняется определенным нормам и законам. Это, прежде всего, касается нормы сохранения этничности памятников культуры, стремления уберечь в неизменном виде чистоту национальных традиций, соблюдения правил поведения.

Наблюдения показывают, что как внешнее, так и внутреннее убранство юрты делается ныне зачастую произвольно, при этом игнорируются принципы уважения к прошлому и реалии традиционной культуры. Все это происходит от незнания, а порой нежелания знать истинного назначения, функции и роли образцов народного творчества, семантики и сути прикладного искусства в целом. Работникам культуры, устроителям, прежде чем предпринимать какие-либо меры по организации народных празднеств, необходимо изучить традиционные правила и нормы их проведения.

Юрта – модель мира, в миниатюре воссозданная в лоне самой Природы (условно) – замечательное достояние, образец искусства и быта, традиционных норм жизневедения башкирского народа. Все цвета, формы исполнения юрты не нарушают гармонию и целостность природы, а органически вплетаются в многогранную палитру красок, звуков окружающей среды. Поэтому должны быть соблюдены следующие основные экологические и эстетические нормы при установке юрты:

1) выдержанность цветовой гаммы;

2) удобное благоприятное место;

3) соблюдение чистоты этнических традиций, местных, родовых особенностей убранства, оформления;

4) соблюдение народного этикета поведения в юрте и возле нее (кухня, костюм, обрядовая практика и т.д.);

5) ненавязчивое включение в пространство, в природный мир;

6) бережный, мудрый и достойный посыл человеческого начала в природное окружение (бережное отношение к земле, воде и т.д.).

Вот главные принципы установления и оформления башкирской юрты.

Основные цвета юрты – чаще всего оттенки серого цвета, белый (торжественный, гостевой), темно-коричневый или черный (цвета натуральной овечьей шерсти). Появление темно-зеленых, темно-синих покровов юрт в настоящее время – это импровизации времени, когда войлок могут красить в различные цвета или заменять его синтетическими материалами. При этом необходимо отметить, что желтые, ярко-оранжевые, ярко-красные, ярко-голубые и др. цвета абсолютно неприемлемы для традиционной народной юрты. В верованиях желтый цвет всегда считался цветом печали и тоски. В символике солнечного луча, огня или уходящей жизни (осени) желтый цвет весьма умеренно участвует в костюме, а также в интерьере жилища башкира. Отсюда зеленые, желтые, ярко-красно-желтые цвета юрт грубо нарушают этнический колорит символического жилища, вносят заметный диссонанс в общий фольклорно-этнографический комплекс, создаваемый во время больших празднеств и торжеств. Поэтому эти цвета издревле у башкир были неприемлемы и для юрты.

Каковы бы ни были фантазии современных устроителей празднеств, необходимо учесть, что юрта остается, прежде всего, носителем и показательным образцом традиционной культуры, этнической сути и национальной символики башкирского народа.

Изучение интерьера башкирской юрты показывает, что при ее обустройстве всегда соблюдались издревле принятые нормы, традиции, присутствовали высокая мера вкуса, чувство меры, органично, в пронзительно тонкой гармонии сочетающиеся с бытовой, хозяйственно-практической повседневностью.

Внутреннее убранство юрты является единым средоточием культуры одежды, интерьера, а также пищи, утвари и т.д. Эта комплексная особенность юрты должна соблюдаться и ныне. Стремление модернизировать юрту, соединяя традиционное прошлое и современное, экзальтированное, требует очень тонкой, грамотной работы, но только не в ущерб ее этнографичности. В противном случае по воле устроителей создаются юрты-рестораны, юрты-дворцы, юрты – восточные хоромы с нарушающими подворье крикливыми лозунгами, фонтанами, “ручьями” и т.д. Подчиняясь неуемной фантазии современных устроителей, в пространстве юрты начали появляться не только озера с "живой" (мертвой) рыбой, гнезда с чучелами птиц, зверей (волки и зайцы, причем, рядом), но даже арки, фонтаны! Все это ни в коей мере не отвечает нормам исконной культуры башкирской юрты, фальсифицирует ее истинную суть, назначение достояния.

Юрта являет собой историческую модель жилища в повседневной жизни башкир в прошлом. Она самодостаточна в своей первозданности, простоте и гениальности. Любые искусственные приукрашивания уродуют ее исконный облик. В пространстве юрты все имело свою меру, функции, содержание. «Нововведения» чужеродных элементов или же смешивание стиля убранства, декора, текстильного искусства различных этнических групп башкир также искажают нормативы культуры временного жилища. Юрта должна отражать в своем интерьере, убранстве именно тот традиционный фольклорно-этнографический комплекс, который характерен этническим, локальным особенностям той или иной этнографической группы башкир.

У башкир резко осуждалось причинение беспокойства Земле без нужды: копание, вбивание кольев без вознесения должной молитвы, загрязнение отходами и т.д. Сколько же нужно было хлопот для возведения фонтана возле юрты (что зачастую сейчас происходит на праздниках!) в лесной поляне, далекой от поселка или города?! Можно представить, сколько шума, возни, ненужных хлопот и беспокойства окружающей среде причиняется!? Установление юрты требует уважения прежде всего к Природе, соблюдения норм гармонии, не навязывания себя миру среды, а органичного включения в нее. В противном случае существует опасность исчезновения всей национальной сути, красоты, этничности башкирской юрты. Те же опасения касаются других образцов народного творчества: песен, танцев, эпоса и тенденциозного нарушения их исконной идейно-художественной основы.

Традиционное временное жилище башкир – историко-этнографическая ценность с многовековой историей бытования и развития. За период служения своему народу оно восполнялось новыми элементами интерьера, убранства, претерпело необходимые изменения, вызванные социально-экономическими, хозяйственно-бытовыми условиями. При этом во все времена соблюдалась исконно национальная, практическая, бытовая и художественная ее основа. Необходимо сохранять культуру башкирской юрты грамотно, идейно, внося коррективы умело и согласно времени. Юрта такое же величайшее достояние народного художественного творчества, как эпос, песни, мелодии, традиции, и она должна быть защищена на уровне памятников национальной культуры.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 769. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия